Найти в Дзене
ИМХО

Политика. Узурпирована ли власть в России? Политическая конкуренция или приватизация государства. Часть 1.

В этой статье я хочу поговорить о том, как парламентским партиям удаётся удерживать свои места в органах государственной власти, а именно в Государственной Думе РФ.

В 2016 году партия "ПВО" участвовала в выборах в Госдуму. Так как у партии не было ни одного представителя в заксобраниях или Госдуме, то ей необходимо было собрать 200 000 подписей в свою поддержку для того, чтобы ЦИК зарегистрировал партию для участия в выборах.

Итогом предвыборной компании стало, как достоверно написано в Википедии: "12 августа 2016 года ЦИК отказал в регистрации списка кандидатов Партии Великое Отечество на выборах в Госдуму на основании превышения допустимого числа недостоверных или недействительных подписей. Как отмечено в постановлении ЦИК, партия представила 200 963 подписи, из которых для проверки было отобрано 40 тысяч. В результате проверки 5 580 подписей, то есть 13,95 % от числа проверенных, было признано недостоверными или недействительными."

Вроде бы всё нормально, всё по закону. Но есть одно но. Для понимания ситуации в целом необходимо проследить хотя бы кратко, без углубления в хронологию, эволюцию избирательного законодательства с привязкой к изменениям в законе о партиях.

Как все мы помним в 2004 году был принят закон об укрупнении численности партий. Чтобы зарегистрировать политическую партию в ней должно состоять не менее 50 000 человек. Что естественно привело к практически вымиранию малых политических партий. Но в 2011 - 2012 гг. происходит либерализация партийного законодательства, что приводит к бурному росту числа новых политических партий. Более того Федеральный закон от 2 мая 2012 года № 41-ФЗ освободил
кандидатов, выдвинутых любыми политическими партиями, а
также списки кандидатов от сбора подписей избирателей, чем бравировала в своей избирательной программе "партия любителей власти" (Рисунок 1). А это сулило действующим парламентским партиям изрядной конкуренцией.

Рисунок 1. Страница 8 избирательной программы ЕР.
Рисунок 1. Страница 8 избирательной программы ЕР.

Но о нижеследующем партия "любителей власти" стыдливо умолчала в своей программе. Проанализировав результаты региональных и местных выборов в 2013 году "любители власти" испугались конкуренции со стороны новых политических партий. И тут же в начале 2014 года принимается полностью в новой редакции Федеральный закон от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", в котором возвращаются требования к партиям по сбору подписей избирателей.

Для понимания если не всей картины, то большей её части необходимо рассмотреть эволюцию избирательного законодательства, в части необходимого количества подписей избирателей, выборов Депутатов Государственной Думы в редакциях актуальных на момент проведения выборов в ГД РФ. За время правления Путина и его партии "любителей власти" закон о выборах в Госдуму переписывали полностью аж 4 раза. Итак, поехали:

1. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 121-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (выборы в ГД РФ 3 созыва 19.12.1999 г.):

  • Ст. 43 п. 2 Избирательное объединение, избирательный блок, выдвинувшие федеральный список кандидатов, за исключением случая внесения избирательного залога, обязаны собрать в его поддержку не менее 200 тысяч подписей избирателей, при этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 14 тысяч из необходимого для регистрации количества подписей.
  • Ст. 47 п. 3 п.п. в) недостаточное количество представленных достоверных подписей избирателей в поддержку кандидата, федерального списка кандидатов или обнаружение более 15 процентов недостоверных подписей избирателей среди подписей, подвергшихся проверке, в случае, если для регистрации не был внесен избирательный залог.

2. Федеральный закон от 20 декабря 2002 г. N 175-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (выборы в ГД РФ 4 созыва 4 декабря 2003 г.):

  • Ст. 43 п. 2 Если политическая партия, избирательный блок, выдвинувшие федеральный список кандидатов, собирают в его поддержку подписи избирателей, то они обязаны собрать не менее 200 тысяч подписей избирателей, при этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 14 тысяч из необходимого для регистрации количества подписей.
  • Ст. 47 п. 8 п.п. 5) недостаточное количество представленных достоверных подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, федерального списка кандидатов, или выявление 25 и более процентов недостоверных и недействительных подписей избирателей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если после представления в избирательную комиссию подписей не был внесен избирательный залог.

3. Федеральный закон от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (выборы в ГД РФ 5 созыва 2 декабря 2007 г.):

  • Ст. 39 п. 3. Если политическая партия собирает в поддержку выдвинутого ею федерального списка кандидатов подписи избирателей, она обязана собрать не менее 200 тысяч подписей, при этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 10 тысяч подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта Российской Федерации. Если сбор подписей осуществляется среди избирателей, проживающих за пределами территории Российской Федерации, общее количество этих подписей не может составлять более 10 тысяч.
  • Ст. 44 п. 3 п.п. 4) недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации федерального списка кандидатов, либо выявление 5 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей от общего количества подписей, отобранных для проверки;

4. Федеральный закон от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (выборы в ГД РФ 6 созыва 4 декабря 2011 г.):

  • Ст. 39 п. 3. На выборах депутатов Государственной Думы шестого созыва политическая партия, которая осуществляет сбор подписей избирателей в поддержку выдвинутого ею федерального списка кандидатов, обязана собрать не менее 150 тысяч подписей. На выборах депутатов Государственной Думы следующих созывов такая политическая партия обязана собрать не менее 120 тысяч подписей избирателей. При сборе подписей на выборах депутатов Государственной Думы как шестого, так и следующих созывов на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 5 тысяч подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта Российской Федерации, при этом подписи должны быть собраны не менее чем в половине субъектов Российской Федерации. Если сбор подписей осуществляется среди избирателей, проживающих за пределами территории Российской Федерации, общее количество этих подписей не может составлять более 5 тысяч.
  • Ст. 44 п. 3 п.п. 4) недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации федерального списка кандидатов, либо выявление 5 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей от общего количества подписей, отобранных для проверки;

5. Федеральный закон от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (выборы в ГД РФ 7 созыва 18 сентября 2016 г.):

  • Ст. 44 п. 3. В поддержку выдвижения политической партией, на которую не распространяется действие части 2 настоящей статьи, федерального списка кандидатов должно быть собрано не менее 200 тысяч подписей избирателей, при этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 7 тысяч подписей избирателей, зарегистрированных в данном субъекте Российской Федерации.
  • Ст. 50 п. 3 п.п. 14) для федерального списка кандидатов, выдвинутого политической партией, на которую распространяется действие части 3 статьи 44 настоящего Федерального закона, - недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных в поддержку выдвижения федерального списка кандидатов, либо выявление 5 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей от общего количества подписей, подлежащих проверке.

Из вышеизложенного можно увидеть, как со временем парламентские партии меняли законодательство в сторону недопущения вообще каких-либо шансов новым политическим партиям составить им конкуренцию на выборах путем простого недопуска в бюлетень для голосования. Так в конце 90-х начале 00-х годах, когда партия "любителей власти" только формировалась достаточно было собрать 200 000 подписей избирателей в 15 регионах страны, из которых недостоверными/недействительными могли быть от 15% до 25%. А в 2016 году необходимо было собрать 200 000 подписей не менее чем в 29 регионах т.к. максимальное число подписей на один регион было снижено в 2 раза до 7000 подписей, из которых только не более 5% могли быть недостоверными/недействительными. Другими словами, снижение максимального числа подписей на регион в 2 раза увеличивает количество регионов охваченных подписной компанией в 2 раза, что ведёт к увеличению количества людей занимающихся сбором подписей, что ведёт к увеличению вероятности ошибок из-за человеческого фактора минимум в 2 раза. И в тоже время снижается порог количества недостоверных/недействительных подписей в 3 раза, а по отношению к 2003 году в 5 раз!!! Это сводит шансы на участие в выборах практически любой партии к нулю. Я больше чем уверен, что сама партия "любителей власти" не сможет собрать подписи по таким условиям. Здесь необходимо отметить то, что парламентские партии никогда не собирали подписи избирателей для участия в выборах в Госдуму.

Зная это любой человек, который хотя бы краем уха слышал о теории вероятности и математической статистике, которые проходят на 2 курсе ВУЗов, скажет вам, что из-за подобных манипуляций с законодательством парламентские партии свели к 0 любую возможную конкуренцию со стороны непарламентских сил.

Таким образом можно считать, что парламентские партии узурпировали власть путём манипуляции и злоупотребления правом. А значит на выборах в ГД РФ 2021 мы не увидим ничего нового.

P.S. Оценивайте и комментируйте статью. Подписывайтесь на канал, если вы ещё не подписаны. Дальше будет только интереснее!

© Публикуемые материалы являются достоянием Русской культуры, по какой причине никто не обладает в отношении них персональными авторскими правами. В случае присвоения себе в установленном законом порядке авторских прав юридическим или физическим лицом, совершивший это столкнётся с воздаянием за воровство, выражающемся в неприятной “мистике”, выходящей за пределы юриспруденции. Тем не менее, каждый желающий имеет полное право, исходя из свойственного ему понимания общественной пользы, копировать и тиражировать, в том числе с коммерческими целями, настоящие материалы в полном объёме или фрагментарно всеми доступными ему средствами. Использующий настоящие материалы в своей деятельности, при фрагментарном их цитировании, либо же при ссылках на них, принимает на себя персональную ответственность, и в случае порождения им смыслового контекста, извращающего смысл настоящих материалов, как целостности, он имеет шансы столкнуться с “мистическим”, внеюридическим воздаянием.