С точки зрения современного человека воспитание детей на Руси было достаточно своеобразным и в современном мире могло послужить основанием как минимум для визита органов опеки.
Жизнь любого члена славянского общества должна была служить цели сохранения и развития племени, рода, что в свою очередь отражалось на традициях воспитания ребенка. Воспитательные методы дохристианской Руси были тесно переплетены с окружающим миром и были направлены на воспитание в ребенке полезных для общины черт характера, нравственных ориентиров, понимания традиционного уклада жизни. Через передаваемые из поколения в поколение обряды и фольклор ребенок познавал основные виды деятельности общины, познавал природу и окружающий мир.
Забота о детях начиналась в семье задолго до его появления на свет. Факт беременности женщины скрывался до последнего, дабы защитить ее от возможного сглаза, а срок родин так и вовсе держался в строжайшем секрете. До нашего времени дошли многие из пример, берущих начало в то время: беременной нельзя было смотреть на огонь, на людей с уродствами, нельзя было прижимать руки к щекам, нельзя было посещать места упокоения предков. В последние перед родами дни беременная проводила дома под защитой домового и чистого огня домашнего очага.
Сам процесс появления ребенка на свет имел сакральный символ. Считалось, что приход в мир нового человека нарушает грань между миром живых и миром мертвых через которую в мир живых могло попасть зло. Дабы не навлечь беду на свой дом женщина уходила рожать в другое помещение, чаще всего в баню. Жар банной печи должен был очищать и защищать роженицу и новорожденного. На роды приглашалась опытная, имеющая своих здоровых детей женщина. Нередко присутствовал и отец ребенка или, если это было не возможно, старший родич. Существовала даже традиция, что старший родич во время родов с мечом обходил место рождения ребенка, дабы не позволить нечистой силе приблизиться к будущей маме.
С целью облегчения процесса появления ребёнка на свет роженице распускали волосы, а в доме открывались все окна и двери, развязывались узлы и отпирались замки.
При рождении мальчика пуповины ему перерезали на топорище, стреле или мече, для того, чтобы в будущем он стал славным воином, охотником или мастеровым. Пуповина девочки отсекалась веретеном – чтобы росла умелой рукодельницей. Перевязывали пупок льняной нитью в которую вплетали волос отца и матери.
Глава семейства показывал новорожденного Небу и Солнцу, Огню очага, прикладывал его к Земле Матушке и окунал его в Воду, таким образом он представлял нового члена Рода всему Миру, которому он отдавался под покровительство. Имя, которым нарекали ребенка держалось в секрете, дабы уберечь ребенка от злых духов и недобрых людей. Долгое время у славян существовала система двойных имен – одним называли человека в миру, а родовое хранилось и открывалось только близким людям, как высший символ доверия.
Одежду детям шили из одежды родителей: мальчикам из рубахи отца, девочке из рубахи матери, оберегая таким образом ребенка родительской Силой.
Процесс взросления ребенка проходил в несколько этапов: "молодой" — 3-6 летнее дитя, "чадо" — 7-12 летний ребенок, "отрок" — подросток 12-15 лет.
До определенного возраста, чаще всего до 3-4 лет, ребенок находился на воспитании мамы, роль которой на протяжении всего периода детства оставалась очень важной. В последствии воспитанием мальчика занимался отец или иной старший родич, а девочка до свадьбы оставалась под присмотром матери и иных старших женщин в роду. При этом авторитет отца считался безусловным. Детям полагалось беспрекословно исполнять наставления родителей и не противиться им.
Продолжение следует….