Начиная с самого пролога, сразу бросается в глаза сходство известнейшей поэмы Некрасова с русской волшебной сказкой и былиной. Это и стиль повествования с характерными фольклорными припевами и эпитетами, и волшебные говорящие животные в лесу, и скатерть-самобранка.
И даже главный герой - народный. Это русский крестьянин - невинная жертва сложившегося общественного строя. Он одаренный, самобытный, и лишь жизненные обстоятельства не дают ему развернуться во всю мощь своего таланта. Все это тоже роднит поэму со сказкой.
Но мужики, конечно, далеки от главных героев русских сказок. Они далеко не идеальны.
Прежде всего меня удивляет, как все семеро уходят надолго из дому, не подав никакой вести о себе своим родным. Они оставляют дома жену, малых детей, множество дел. "Ушел утром и не вернулся", написали бы в заметках сегодня.
Что это - отступление от реалистической правдоподобности или характеристика героев как людей безответственных?
А теперь - еще один негативный момент не в пользу мужиков.
Уже в прологе мы встречаем традиционный мотив русской народной сказки - говорящее животное, предлагающее блага. Этот архетип объединяет образы и щуки из сказки о Емеле, и золотой рыбки.
Но Пахом, в отличие от героя русской волшебной сказки, показывает себя довольно алчным. Он не из милосердия отпускает потерявшегося птенчика пеночки, как отпустил бы какой-нибудь Иванушка-дурачок, не ожидая награды. И не такой он простодушный ребенок, как Емеля. Нет, он живо заинтересовался предложением птицы выкупить своего птенца:
«А что ты дашь?»
То есть начинает пытать бедную мать.
Но пеночка оказалась очень щедрой. Она исполняет желание мужиков иметь бесплатное питание. Но и на этом не останавливается жадный Пахом. Все еще держа птенца в руках, он продолжает торговаться:
«Постой! мы люди бедные, Идем в дорогу дальнюю,- Ответил ей Пахом.- Ты, вижу, птица умная, Уважь — одежу старую На нас заворожи!»
Тут остальные мужики начинают уже не просить, а прямо требовать. Мы видим, что они с наглецой и своей выгоды не упустят:
«Чтоб армяки мужицкие
Носились, не сносилися!»
— Потребовал Роман.
И так каждый из них по очереди прямо "требует" для себя заботы о своих лаптях, онучах и рубашках от волшебной птички. И лишь после этого возвращают пеночке ее дитя.
Получив таким образом возможность не быть обремененными делами насущными, они весело пускаются в путь. Исполнилась мечта русского мужика – не работая, разговаривать на философские темы и пить каждый день. Заметим, они даже не сказали спасибо птице.
Их стремление к губительной выпивке также подчеркнуто благодаря сцене со скатертью-самобранкой.
Но как бы то ни было, волшебным образом они получили то, что никогда раньше не позволяло им всерьез заняться размышлениями о жизни. А именно, они обрели, пусть и на время, материальную независимость:
Крестьяне распоясались, У скатерти уселися, Пошел тут пир горой!
На радости целуются, Друг дружке обещаются Вперед не драться зря,
А с толком дело спорное По разуму, по-божески, На чести повести .
Ведь когда можно не тревожиться о еде и одежде, то появляется возможность начать мыслительный труд, заняться исследованием. Это великое дело и начинают мужики.
С одной стороны, нам импонирует их порыв разобраться в жизни, эта философская основа их души.
С другой стороны, смешение реализма со сказочными мотивами в методе произведения подчеркнуло и негативные, а не только позитивные стороны крестьянского характера.
Не забывайте ставить лайки, если понравилась статья.
Подписывайтесь на канал, и пишите свое мнение в комментариях!