Найти тему

Тайны "Природы": скульптура Альфонса Мухи

Альфонс Муха, "Природа", 1899-1900., бронза, патинирование, малахит. Musée Fin-de-Siècle, Брюссель, официальный сайт - www.fine-arts-museum.be/en/museums/musee-fin-de-siecle-museum. Прообразом La Nature была знаменитая парижская танцовщица Клео де Мерод
Альфонс Муха, "Природа", 1899-1900., бронза, патинирование, малахит. Musée Fin-de-Siècle, Брюссель, официальный сайт - www.fine-arts-museum.be/en/museums/musee-fin-de-siecle-museum. Прообразом La Nature была знаменитая парижская танцовщица Клео де Мерод

Сколько существует версий этих скульптурных бюстов, созданных по эскизам Альфонса Мухи, до сих пор не знает никто. На сегодняшний день, их насчитывают 7, и вполне возможно, что в частных коллекциях скрыты от общественности ещё пара вариантов, которые могут появится на аукционах Christie's, Sotheby's или Bohams, как это случилось не так давно! Вопрос, когда именно чешский художник начал экспериментировать с объёмом и пластикой, отливать свои работы в бронзе, весьма актуален. Эта страничка его творчества мало исследована и полна сюрпризов.

Альфонс Муха, "Природа", 1899 -1900., бронза, патинирование, малахит. Musée Fin-de-Siècle, Брюссель, официальный сайт - www.fine-arts-museum.be/en/museums/musee-fin-de-siecle-museum
Альфонс Муха, "Природа", 1899 -1900., бронза, патинирование, малахит. Musée Fin-de-Siècle, Брюссель, официальный сайт - www.fine-arts-museum.be/en/museums/musee-fin-de-siecle-museum

Достоверно известно, что "Природа" /La Nature впервые была представлена ​​на Всемирной выставке в Париже в 1900 году, и не вызвала особенного всплеска общественного интереса. Да и сам Муха, который не смог реализовать свой грандиозный архитектурный проект и построить Павильон человечества, хотя и участвовал как декоратор в оформлении ряда выставочных павильонов, вряд ли посчитал бы эту скульптурную работу особенной и из ряда вон выходящей. Однако работа с бронзой, как и с поликаменной техникой, сложна, и для художника, руки которого привыкли к карандашу и кисти, такие эксперименты, действительно, требуют немало усилий. Кто же был соавтором этих бронзовых красавиц?

 Альфонс Муха "Природа", 69.22 × 27.94 × 30.48 см, 1900-1902 гг, бронза, серебрение, позолота, мрамор. Virginia Museum of Fine Arts, Ричмонд, штат Вирджиния, США, официальный сайт - www.vmfa.museum
Альфонс Муха "Природа", 69.22 × 27.94 × 30.48 см, 1900-1902 гг, бронза, серебрение, позолота, мрамор. Virginia Museum of Fine Arts, Ричмонд, штат Вирджиния, США, официальный сайт - www.vmfa.museum

На сегодняшний день существует версия , что скульптор, работавший над воплощением "La Femme Muchas" был Эмиль Пинедо/Emile Pinèdo, о жизни и творчестве которого сохранились, к сожалению, отрывочные сведения, однако его работы были весьма популярны, иные образцы удостоены чести храниться и в Лувре, и в Эрмитаже. Может быть собственные работы Пинедо в этом же жанре - скульптурного бюста, и в этой же тематике - изображение современницы - выглядят скромнее, но тоже полны особенного очарования.

Все семь созданных по эскизам Альфонса Мухи вариантов отличаются друг от друга обработкой бронзы (патинирование, серебрение, чеканка) и в декоре ювелирных украшений: cерьги и/или диадема созданы с использованием натуральных камней - малахита или мрамор, ляпис-лазури или горного хрусталя.

Альфонс Муха"Природа", 1899-1900, бронза, двойное патинирование, ляпис-лазурь, Музей земли Баден/Badisches Landesmuseum, Карлсруэ, официальный сайт - www.landesmuseum.de
Альфонс Муха"Природа", 1899-1900, бронза, двойное патинирование, ляпис-лазурь, Музей земли Баден/Badisches Landesmuseum, Карлсруэ, официальный сайт - www.landesmuseum.de

Подписаться на мой тематический канал "Ар Деко легендарный", посвященный художественному стилю ар деко, - на этой странице!

Если вам понравилась публикация, поделитесь своим впечатлением. Для автора - это важно!