Найти в Дзене
Айрис-пресс

Что такое метод «слепой сборки» и почему это признак качественного пазла?

Метод слепой сборки – это сборка пазла с оборота, то есть однозначная сборка пазла без опоры на картинку. Это возможно, если пазл высечен уникальным штампом, все его детали различной формы, и никакие две детали не стыкуются, если они не соседние.

Это важно и для пазлов, ориентированных на взрослых, и особенно важно для пазлов, ориентированных на детей. Если для взрослых сборка такого пазла будет доставлять особое удовольствие, умиротворение, релакс, то для детей это будет работать, прежде всего, на развитие.

Дело в том, что если в пазле одинаковые или схожие по форме детали, то ребёнок собирает его только по картинке, не задействованными остаются восприятие формы, глазомер, слабо задействуются пространственное мышление, пространственная ориентация. По сути, отрабатывается только один способ сборки по картинке, а пазл со штампом слепой сборки можно собирать несколькими различными способами. Кроме того, у ребёнка могут возникать крайне негативные эмоции, если деталь пазла прекрасно встала не на своё место. Дети в большинстве своём кинестетики, а значит, рукам они верят больше, чем глазам, для них если детали пазла состыковались, то это правильное решение, а что картинка не сошлась – это не важно. Такая сборка приводит в тупик и вызывает разочарование и негативные эмоции у ребёнка. Поэтому очень важно, чтобы детские пазлы были высечены уникальным штампом, позволяющим собирать пазл методом слепой сборки.

Если пазл высечен таким штампом, то пазл можно собирать тремя способами:

1. Учимся собирать пазл, ориентируясь на картинку. Внимательно рассматриваем картинку, рассматриваем детали пазла, находим на них элементы картинки, ориентируемся на яркие цвета или детали иллюстрации. В этом случае пазл собирается несколько хаотично, в первую очередь собираются чем-то выдающиеся участки пазла.

2. Собираем пазл по картинке и по форме деталей. Прежде всего рассматриваем форму деталей и сортируем их. Находим уголки, детали рамки и центральные детали. Затем рассматриваем картинку, располагаем правильно уголки, собираем рамку, затем ставим центральные детали, ориентируясь на их форму и на картинку.

3. Собираем пазл по памяти. Опорную картинку убираем и собираем пазл, ища соседние детали по цвету и проверяя решение сцеплением.

4. Собираем пазл методом слепой сборки. Этот способ наиболее сложный, поэтому к нему рекомендуется переходить, освоив первые три. Однако именно он формирует важные для будущего ученика навыки, такие как ориентация на листе бумаги, восприятие, запоминание, воспроизведение формы букв и цифр, умение структурировать и анализировать информацию, видеть, что решение сложной задачи может состоять из простых частей, простых шагов. И вы будете удивлены, что именно этот способ в результате даст наибольшие положительные эмоции ребёнка.

Итак, мы переворачиваем детали и начинаем рассматривать их форму, делим на три группы – уголки, детали рамки, внутренние детали. Берём уголки и среди деталей рамки находим соседние детали, для этого рассматриваем форму носиков и дырок. Таким образом собираем контур пазла. Затем рассматриваем форму внутренних деталей, подбираем детали в угловые позиции и т. д.

Сборку пазла рекомендуется выполнять, например, на листе картона или альбомном листе. Когда пазл собран, накрываем его ещё одним листом. И вот чудо – переворачиваем пазл, зажав его между листами, снимаем верхний лист – вуаля, целая картинка собрана! Правильно собрана!

Этот момент особенно нравится детям, для них простая игра становится чудом!

Не верите? Попробуйте сами!