В социальных сетях иногда публикуются фантастические фотографии многоэтажных домов, стоящих на рельсах. В комментариях ведутся ожесточенные споры: правда это или фотомонтаж?
Действительно, инженеры в СССР совершали поистине уникальные операции. В 30-е годы прошлого столетия в Москве началась глобальная стройка: был утвержден Генеральный план реконструкции столицы, и нужно было расширить главные улицы. Сносить существующие здания и строить новые – способ непрактичный и дорогостоящий, поэтому перенос строений оказался самым рациональным и оригинальным решением проблемы.
Существуют исторические свидетельства передвижения зданий, относящиеся и к XVI веку, и к XIX, но в СССР это явление приобрело массовый и организованный порядок. В 1936 году была сформирована особая организация для переноса сооружений: в нее входили, в основном, метростроители как специалисты, способные решать самые нетривиальные и технически сложные вопросы.
Для осуществления задачи была разработана интересная технология. По периметру несущих стен устраивали раму из стальных балок для придания конструкции дополнительной жесткости. Под раму устанавливали мощные домкраты, а затем срезали здание с фундамента при помощи специальных тросов.
Далее на «пути следования» строения устраивали траншеи: в них на подготовленное бетонное основание укладывали шпалы, а сверху – катки. Раму из двутавровых балок, устроенную ранее вокруг несущих стен, поднимали на домкратах и ставили на катки. Так здание могло передвигаться по шпалам.
Для начала метростроители попробовали переместить 6 небольших зданий, чтобы «обкатать» новую технологию, а затем взялись за основную работу. Набираясь опыта проект за проектом, инженеры смогли даже передвигать дома вместе с подвалами (например, здание Моссовета, в котором сегодня расположена мэрия Москвы).
Удивительно, но сам процесс перемещения здания часто оставался незаметным для самих жильцов. В комнатах не ощущалось ни толчков, ни вибраций, а благодаря заранее подведенным гибким кабелям коммуникаций, в квартирах горел свет, работал телефон и водопровод. Жильцы дома по адресу ул. Тверская, 6/1 и вовсе проснулись на другом месте: их не предупредили о работах заранее и передвинули строение весом в 23 000 тонн всего за одну ночь.
При всей кажущейся легкости подготовка дома к переносу занимала около полугода, а сам процесс – от одного до шести дней. Для осуществления задуманного необходимо было обеспечить колоссальное количество рабочих рук, а также строжайшего соблюдения технологии. Всего в Москве до начала Великой Отечественной войны успели передвинуть 23 здания.
В годы после войны перенос домов практически не осуществлялся: не хватало финансирования на такие масштабные замыслы. Один из последних проектов – здание МХТ им. Чехова. В 1983 г. оно было частично передвинуто: строение разделили на две части, одну из которых переместили вглубь квартала. Такой прием позволил расширить сцену и установить новое оборудование.
Сегодня практика передвижения зданий почти не применяется, за редким исключением уникальных проектов. Так, за Савеловским вокзалом на 100 м была отодвинута водонапорная башня XIXв. для ее сохранения как памятника архитектуры.
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал!