К святителю Феофану Затворнику обратился один мужчина с тем, что у него не идет молитва.
- Я и много молитв вычитывал, и наизусть заучивал и произносил, и колено преклонно, и дома, и в Храме, и у икон, и у Евангелий, и со слезами, и чувствами, и без, но чувствую, что молитва не идет. Что не так, Владыко? Что мне делать? Не хочу терять время на пустое. Иногда приходит даже желание оставить молитву, коли она не идет совсем…
Увидел мудрый святитель в мужчине том большую сентиментальность, которую можно описать одним выражением: душевный человек. Это значит и сентиментальный, и впечатлительный, и эмоциональный. Но в духовной жизни мы не в душевности, а духовности возрастаем. И недаром молитву, главное дело духовной жизни именуют еще «дыханием духа».
- Не идет молитва потому что ее нет.
- Как нет? – мужчина возразил эмоционально – я много молитв читаю и произношу.
- Вы лишь настраиваетесь на молитву, но, верно, не приходите в нужное молитвенное состояние.
-?
- Скажите, а бывает ли так, что Вы и вовсе не читаете молитвы, пропуская утреннее или вечернее правила?
- Да. Иногда устаю, не хватает сил вечером. А иногда утром настроения нет.
- Вы исходите из настроения при чтении молитв?
- Да, а как же. Стараюсь читать их в хорошем настроении.
Тут святитель Феофан еще раз подтвердил догадку, что перед ним душевный, эмоциональный человек, а молитва это не душевное, но духовное делание. И сказал он человеку:
- Сделайте вот что: выделите строгое время на утренние и вечерние молитвы. И сделайте это своей твердой традицией, не от настроения зависящей. Как питье таблетки по часам, так и молитвенное время сделайте таким же. И как бы не было трудно или не хотелось – понуждайте себя в это время читать, произносить молитву. Если не смогли, отвлекли дела – вернитесь позже, но сделайте. Важно не конкретное время начала и окончания молитвы, например, с 10 до 10:30 или с 18 до 18:30, а продолжительность этого промежутка времени молитвы. Например, 20 минут утром и 25 минут вечером.
- Да, Владыко.
- Второе. Не старайтесь читать вдохновенно, восторженно. Напротив, старайтесь уходить от всех эмоциональных состояний. Прежде, чем молитва наполнится чувством, она должна спокойно и осмысленно наполнить ум. Это важное условие молитвы. Она идет как бы сверху вниз, от головы к сердцу - путь ее. Внимательно, не торопясь, читайте или произносите, думая о смысле прошений и слов молитвы, а не себе и своих чувствах, обстоятельствах жизни.
- Хорошо, Владыко. Я попробую.
- Третье. Подберите молитвы в молитвенное правило и периодически их меняйте. Молитва не должна быть равнодушной. Может быть Вам и чаще придется менять одну молитву на другую в своем правиле. Но это должна быть сильная для Вас молитва, сильная своим прошением, своим духовным переживанием. Не по эмоциям сильная, но по смыслу прошения.
- Владыко, а если будут приходить чувства какие в молитве, как их отогнать?
- Вчитываясь умом в молитву. Думая над словами ее. Думая над словами и читая неспешно и внимательно и чувства отгоните прочь. Если не получается, чувства захлестывают - остановитесь, переведите дыхание, настройтесь на умный смысл молитвы и продолжайте читать ее умом.
- Хорошо, Владыко.
Ушел мужчина, стал практиковать такую молитву.
Месяца через три он вновь приходит к святителю Феофану.
- У меня стало получаться, Владыко. Я стал твердо следовать времени молитвенного правила, уделял внимание словам молитвы и менял молитвы. И знаете, что случилось?
- Скажите.
- У меня стали появляться другие чувства после молитвы, другие по качеству. Более теплые. Я перестал узнавать свои чувства. В них не было яркости той, что раньше, но стала появляться теплота и, я бы заметил, уравновешенность.
- Так и продолжайте, но не думайте о чувствах и своих состояниях, и у Вас появится еще много удивительного в молитвенном опыте – благословил святитель Феофан.
Вскоре, действительно, благодаря применению правильной, духовной молитвы, человек освободился от впечатлительности, лишней сентиментальности, обрел большую внимательность ума при молитве и душевное равновесие. Молитва пошла, стала работать. И это были ее первые важные плоды ее. Дальше – больше.