Может быть потому, что часто культы имеют религиозную доктрину и изучают их в основном сторонники традиционных религий и в контексте религиозности, то и стадии культов имеют специфические названия:
- мессианская стадия (мессианское обращение);
- апокалиптическая стадия (апокалиптическая паранойя).
Стадии характерны и хорошо прослеживаются в любом деструктивном культе, поскольку являются механизмом структуры, а не особенностью конкретного учения или доктрины. Отсюда же следует, что лидер культа идет по пути, с которого свернуть крайне трудно, а чаще всего - просто невозможно.
Итак, чем же эти стадии знаменуются:
Мессианская стадия - от слова "мессия". На этой стадии приверженцы культа заявляют, что все их труды и труды их учителя (гуру, мастера) направлены к высшей цели, далеко выходящей за пределы группы. Например, спасение человечества и просветление всех живых существ, достижение всеобщего блага и т.д.. И гуру уверен, что его признают одним из тех, кто сможет изменить мир и принести свет, оставить след в истории и культуре, решит все мировые проблемы, оздоровит каждого человека и т.д., то есть признают мессией, духовным лидером.
Все культы (лидер и члены группы) заявляют и уверены в своей исключительности, уникальности и утверждают, что находятся на вершине истины, духовности, осознания, благости, прогрессивного или мистического знания и т.д. - в зависимости от доктрины культа. По отношению к людям вне культа, члены культа чувствуют превосходство, свою особенность, избранность и уверены, что только присоединившись к их группе можно достичь своих целей.
На этом этапе лидер культа излучает оптимизм, энергичность и удовлетворенность, а адепты светятся счастьем и полны энтузиазма работать за идею.
Основная задача этой стадии: привлечение новых адептов. Приток новых и потенциальных членов становится подтверждением того, что этот культ и есть источник истины и правильной дорогой идем, товарищи.
Вербовку стараются проводить незаметно, не бросаясь в глаза, под видом помощи или благодеяния (предоставление уникального шанса в жизни).
Приемы вербовки (похожие на флирт или любовное обольщение, а первое время в секте - на медовый месяц) все глубже затягивают и самих вербовщиков: они тем больше верят в свою избранность, тем больше убеждаются, что идут по верному, истинному пути, тем больше видят себя в роли обладателей тайного знания, тем сильнее чувствуют себя в общении с другими. Эти положительные чувства используются как доказательство того, что они действительно нашли истину, развиваются и помогают человечеству.
Убежденность в своей правде дает опору и силу, и привлекает окружающих, что усиливает убежденность - и круг замыкается. Отказаться от убеждений, которые способствуют усилению веры, очень трудно. Также усиливается и власть гуру.
Группа растет, а вместе с ней растет и власть лидера и потоки лести, которую ему каждый день льют в уши. Всё это укрепляет уверенность гуру в своей мессианской функции и делает его счастливым и относительно милостивым к своим адептам, он относительно доступен для общения, очарователен, даже забавен, сыпет шутками и развлекает.
Лидер культа видит возможность реализации своих амбиций (на мировую славу и признание) и поддерживает свою власть, поощряя учеников похвалами и продвижением по иерархии, он легко манипулирует ими, используя обещания, что благодаря ему всё осуществиться, возможно даже в ближайшее время.
Атмосфера внутри группы отражает настроение учителя — все очень дружелюбны, участливы и активно помогают друг другу, испытывая чувство взаимной близости и единения. Все мечты и планы кажутся реальными и даже скоро осуществимыми. Все кажется совершенным, каждый уверенно продвигается по своему духовному пути.
Культ является жизнеспособным и процветающим, если количество адептов растет, они восторженны и полны энергии "творить добро", есть положительное внимание прессы и общества.
Творить добро лучше с единоверцами, а общее чувство превосходства над другими людьми начинает отделять своих от чужих, что еще глубже связывает культистов друг с другом. Культ становится закрытой системой, попасть в которую можно только через "обращение" (у нас, к примеру, был разработан целый ритуал, который назывался "прием в команду и группу", состоящий из нескольких этапов).
Членам культа внушают, что поскольку они уже находятся на пути развития, то их обязанность - забота о других, об обществе, поэтому с посетителями и гостями мероприятий культа надо общаться с подчеркнутым вниманием, вежливостью и даже лестью, культист должен выглядеть социально привлекательно, поощряя интерес к группе и создавая приятное впечатление. И обычно благодушных гостей и посетителей заставляют (настойчиво предлагают) делиться своими переживаниями или своим мнением о группе или о мероприятии группы, объясняя привлекательность группы, это тоже один из завуалированных способов вербовки.
Но неизбежно наступает время (в нашей группе это заняло около 10-12 лет), когда популярность группы и власть лидера достигает зенита и начинает убывать. Группа переходит в апокалиптическую стадию. Праздник кончается. Становится очевидным, что учитель вовсе и не собирается принимать на себя руководство миром, по крайней мере в ближайшем будущем. Приходит осознание, что человечество слишком глупо и невежественно, чтобы признать авторитет и мудрость мастера.
Дальше возможны два варианта сценария:
- Первый сценарий: предсказание грядущих бедствий. В соответствии с ним, учитель начинает предрекать скорый конец света, его речи и лекции становятся все более пессимистическими, но только мы, члены культа, если останемся единым телом, сможем избегнуть страшных бедствий и конца цивилизации, если сумеем защитить свою чистоту и отстранится от происходящего, мы выживем и возглавим новый мир. Вот что-то в таком духе: все погибнут, деградируют, а мы спасемся, останемся на вершинах духа.
- Второй сценарий: обещание неимоверных личных благ. Гуру пробует привлечь сразу много новых адептов, новую волну поднять, для этого он делает эксцентричные заявления (например, о подвластности ему оккультных сил или об общении с инопланетным разумом, умении левитировать или быть невидимым) и дает все более невероятные обещания (вот чуть ли не завтра, уже на следующем шаге вы проснетесь богатыми и знаменитыми, и все ваши желания исполнятся и вы просветлеете как будды).
Ни одна из этих стратегий в конечном итоге не является достаточно действенной для большинства приверженцев культа.
При переходе к апокалиптической стадии политика милостивого превосходства по отношению к внешнему миру и идеи спасения мира сменяются на то, что внешний мир - опасен, токсичен и неизбежно погибнет и общение с теми, кто не встал на путь спасения (то есть не в группе) - опасно. Этот переход от облагодетельствования мира к тому, что мир катится в пропасть, направлен на выживание и защиту группы. Любой отступник, любой сомневающийся несет в себе угрозу ее сплоченности и жизнеспособности. Впрочем, растущая паранойя по отношению к внешнему миру в чем-то оправдана, потому что по мере того, как группа становится более закрытой и странной, окружающие начинают реагировать на нее более негативно, все меньше хотят с этими ребятами связываться. При этом члены группы под руководством лидера начинают заниматься уже не деятельностью, связанной с духом и культурой, а исполнениями бытовых поручений по обслуживанию учителя, отвлеченным физическим трудом (например, копать сады-огороды, что-то ремонтировать), боевыми единоборствами или военной подготовкой и даже строительством бомбоубежищ, что объясняется как необходимая временная мера для сохранения внутренней чистоты от распада, от посягательств внешнего мира и диких необразованных людей, живущих в нем. Таким образом, от активной вербовки группа переходит к самообороне. Попасть в группу становится сложнее, т.к. из-за растущей паранойи к новичку выдвигаются все более жесткие требования, с точки зрения безопасности группы, могут назначаться дополнительные проверки и испытания.
Власть гуру и целостность группы сохраняется за счет внушенных страхов за будущее и страхов покинуть группу.
Логично, что с переходом от оптимистической, полной надежд мессианской стадии к параноидальному мышлению о "конце света", в группе начинаются сомнения и возникают неудобные вопросы к лидеру и вообще к происходящему внутри, менее истовые приверженцы уходят, а у остальных мало-помалу возникают колебания в вере в могущество и мудрость мастера. В попытках противостоять распаду требования к повиновению возрастают. Все чаще от лидера исходят предупреждения и угрозы по поводу неприятных последствий неповиновения ему и доверия к чужим. Например, у нас в культе звучало "сомнение - страшный/смертный грех", "ты должен делать то, что сказал мастер без промедления и без раздумий" и лидер активно ссылался, что в культурной традиции учитель - непререкаемый авторитет, он лучше знает, он уже достиг вершин и сомневаться в нем нельзя, даже если какие-то поручения кажутся странными, подкрепляя это соответствующими фильмами и литературой.
Вербовка новых членов в культ происходит непрерывно, но во время упадка это происходит медленно, вяло, вербовать гораздо сложнее, ведь группа уже не выглядит так привлекательно, как раньше, скорее группа выглядит эксцентрично и, в некоторых случаях, маргинально. Тем не менее, особо стойкие "истинноверующие" члены группы продолжают чувствовать свою избранность и исключительность и уверенность в том, что именно они выживут, спасутся, сохранят душу в чистоте, попадут в вечность, пребудут в бытии.
На апокалиптической стадии развития и лидер, и члены группы становятся замкнутыми, сосредоточенными на своей внутренней жизни, изолированным от окружающего мира, внутри группы растут междуусобицы и борьба за власть и за внимание гуру.
Когда лидер осознает, что большинство членов группы не намерены больше признавать его авторитет, мудрость и способности, он часто пытается насколько может компенсировать утраты каким-нибудь грандиозным проектом, желательно таким великим и длительным, каких раньше не было. Чаще всего это строительство зданий (храмы, община, учебные центры). Задачи у этого проекта следующие:
- поддержать активность адептов и на время убрать сомнения;
- возможность отложить обещанные блага и просветление надолго после окончания проекта;
- заявить, что только упорной работой в этом проекте ты достигнешь желаемых духовных благ (и материальных);
- стимулировать поступление денежных средств в карман лидера, поскольку к этому времени прежний обильный поток денег уже иссякает и надо искать новые источники;
- увеличить размеры собственности и своих материальных активов;
- удовлетворить свою потребность во власти.
Если потребности гуру во власти не вполне удовлетворяются все новыми и новыми проектами, то обычно он компенсирует это, добиваясь от своих адептов большего послушания, безропотности и усиливая контроль и дисциплину путем жестких предписаний, диктующих, как им следует вести себя практически во всех жизненных ситуациях. Он может также начать требовать присяги на верность, обещаний не покидать его или группу или что-то подобное.
На этом этапе тесная связь с учениками необходима ему как никогда и лидер секты уже почти не стесняясь устраняет все, что мешает ему быть главной эмоциональной привязанностью оставшихся поклонников - отсекает их семейные и дружеские связи, развивает в них подозрительность по отношению к "чужим", жестко регламентирует общение, группа уходит на новый уровень "глубины", т.е. закрытости, замкнутости. Одновременно с этим, гуру начинает все больше "звездить" и становится недоступным, отдаляется и обособляется от учеников, заставляя их буквально мольбами добиваться встречи и разговора с ним. Свои распоряжения и "рекомендации" от также начинает передавать не напрямую, а спуская по иерархической лестнице - через ближний круг и далее.
Хотя учитель по-прежнему призывает к единению всех людей и проповедует любовь и заботу о людях, на деле он все сильнее изолируется от окружающих и мало заботиться о своих адептах: они стали лишь инструментом для его амбиций, какая тут любовь и забота о них?
Все провалы своих мессианских устремлений и все неудачи гуру списывает на свое окружение - "я вам дал правильные исчерпывающие указания, а вы все провалили, сделали не так, не в то время" и т.п..
По мере того, как замкнутость и изоляция группы увеличивается, та же паранойя распространяется и на сомневающихся и покидающих группу, теперь им часто угрожают, выслеживают, могут жестоко наказать и иногда - убить. Каждый уходящий - угроза сохранности группы и пребыванию лидера на свободе.
Авторитарная структура секты, где власть лидера ничем не ограничена и слово лидера - непререкаемо и является законом, формирует особенные представления о чувстве долга и единении: между "нами, своими" - членами группу и "ими, чужими" - людьми из внешнего мира возводится преграда и холод отчуждения. Насилие, преступления, обман и нарушение границ "чужих" является оправданным и возможным. Например, в культе, где я была, лидер много раз подчеркивал, что это нормально использовать, подкупать, обманывать других людей - "социальных людей" и скрывать свои истинные намерения в общении, что в обществе нет отношений, а только взаимодействия, и взаимодействовать можно как с неодушевленными предметами и это нормально.
Это разделение на "своих" и "чужих" весьма ограничивает культы в отношениях с обществом, с окружающими, потому что это будут либо отношения вербовки (попытки убедить в своем благом деле, прозелитизм), либо паранойя, агрессивная и злобная.
Апокалиптическая стадия жизни культа обычно завершается крупным скандалом или трагедией.
Я свела основные моменты краткую сравнительную табличку этих стадий:
И та, и другая стадия могут длится годами. Я пришла в секту, когда мессианская стадия уже плавно переходила в апокалиптическую, может поэтому у меня не возникло сильной эмоциональной связи с лидером культа и развеять полностью мои сомнения он не смог, и он маркировал меня как "упрямую и несогласованную", что значило, что я склонна к самостоятельным решениям, не ведомая, не послушная, а значит - опасная.