Редкая книга обходится без персонажей. Задача автора - представить читателю своего героя так, как он представлял бы его в реальности, то есть, заставить увидеть своего героя.
Когда вы описываете своего персонажа, то вы должны мысленно представлять себе живого человека. Допустим, вашего героя зовут Михаил. Представьте себе, что он стоит перед вами. Какой он?
Какой у него рост, комплекция?
Он молод, средних лет, старик или ребенок?
Какое у него лицо: овальное, квадратное, открытое, приятное, неприятное?
Какого цвета у него волосы, глаза, кожа?
Как он двигается: его движения грациозны или неуклюжи, он быстрый или медлительный?
Как он одевается: предпочитает спортивные костюмы, классические пиджаки или уличный стиль?
Как он говорит: его речь наполнена сравнениями и образами, изящными оборотами или же он в разговоре груб, допускает применение жаргонных слов и обсценной лексики? Он говорит быстро и коротко, почти отрывисто, или неторопливо, длинными предложениями?
Из какой среды он происходит? Он из рабочей семьи или потомственный дворянин, сын министра или священника, его мать была балериной или уборщицей?
Род его занятий: ученый, спортсмен, наемный убийца, депутат, слесарь, врач?
Есть ли у него какие-то особенности во внешности: шрамы, хромота, нет одной руки и т.п.?
В общем, вы должны составить его полный портрет.
Но это не означает, что надо с первых строк вываливать описание героя длиной на три страницы
Все эти подробности должны быть у вас в голове, а еще лучше - в отдельном файле, чтобы в процессе написания вы не забыли, как выглядит ваш персонаж.
Единого правила нет, что именно нужно давать в описании своего героя. Есть только общие тенденции:
- чем более ведущую роль исполняет персонаж, тем подробнее его можно описывать;
- писатели-женщины обычно гораздо подробнее описывают своих героем, чем писатели мужчины
- если повествование ведется от первого лица, то внешность не описывается вообще
Однако повсеместно мы наблюдаем отступления во все возможные стороны. Вот, например, как Пушкин описывает антагониста Швабрина из "Капитанской дочки":
...ко мне вошел молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым.
Все! А Вирджиния Вульф сравнивает Клариссу, главную героиню романа "Миссис Дэллоуэй" с сине-зеленой птичкой, живой и легкой.
Исходя из написанного выше, можно сделать вывод, что описание может быть развернутым, может быть кратким, а может отсутствовать вообще
Как уже было сказано выше, вовсе необязательно сразу вываливать всю правду-матку о своем персонаже, особенно, если он главный или второго плана. Описание героя можно дополнять на протяжении всего повествования, как бы мимоходом, например:
Евгения поправила тонкой изящной рукой воротничок шелковой блузы.
Автор не акцентирует внимание читателя на том, что он описывает внешность, но при этом добавляет пару моментов в это описание: мы узнаем, что у Евгении тонкие изящные руки и что она носит шелковые блузы. Или:
Серега приоткрыл один глаз. Прямо перед его носом маячил мощный кулак Васьки.
Логично предположить, что раз кулак мощный, значит, и его обладатель отличается крупным сложением. При этом, заметьте, что такие вставки могут быть расположены по всему тексту.
Чего следует избегать при описании персонажей
Старайтесь описывать героев без пафоса и сравнений. Вот такие перлы:
Мускулы его груди возвышались из-под водолазки как холмы над равниной, а прекрасные зелено-синие глаза были похожи на два горных швейцарских озера
Ее прекрасные белокурые локоны изящно струились по плечам, словно райский водопад
не вызывают ничего, кроме смеха. Такое описание свойственно пошлым графоманским романам, но никак не мастерам пера.
При описании старайтесь избегать штампов и клише, пусть даже они кажутся вам прекрасными и наилучшими. Всячески уходите от использования таких выражений как "роскошная фигура", "шикарные волосы", "красивые сильные руки", "мраморная кожа", "хрупкая блондинка", "сияющие глаза" и прочая мурня, которой щедро посыпают свои сюжеты авторы дешевых любовных романов. В русском языке более двухсот тысяч слов! Пользуйтесь ими, читайте словари, в конце концов, существуют словари словосочетаний онлайн - пользуйтесь ими, ищите необходимые эпитеты.
И последнее - описывайте своих персонажей разными словами. Был у меня один автор, так вот в своем романе все три десятка персонажей он описывал одинаково: у всех были сухие тонкие пальцы, хищная улыбка и в глазах что-то такое, что наводило на мысль о пережитых страданиях. И в каждом абзаце: хищная улыбка, сухие тонкие пальцы, пережитые страдания.