Многие из нас хотят начать свой собственный бизнес. Общественное пространство заполнено сообщениями о новых предприятиях. Но отчетность о предпринимательстве сильно искажена в одном конкретном направлении: в сторону людей, которые начали новые виды бизнеса, пионеров, которые раздвинули границы коммерции, создав совершенно оригинальное предложение, обычно с помощью инновационной технологии.Новые предприниматели могли бы, например, изобрести приложение для измерения и контроля влажности шкафов одежды, или они могли бы придумать крошечный датчик, который может обнаружить голод у домашних животных, или построить социальную платформу для подключения людей, планирующих поездку в Италию.
Этот акцент на новизне может оставить у нас ощущение, что главным и правильным способом стать предпринимателем неизменно будет радикальная, технологически обоснованная инновация. Поэтому, размышляя о предпринимательском будущем, мы можем спросить себя (с нарастающей паникой), какая совершенно немыслимая идея могла бы прийти нам в голову, чтобы продвинуть нас вперед. В нашем безумии ответы, к которым мы приходим, могут начать склоняться к неправдоподобному, банальному или наивному.Но есть и другой путь. Большая часть экономики состоит из предприятий, которые занимаются тем, чем люди всегда занимались или занимались в течение очень долгого времени: делают хлеб насущный, рубашки или брюки, учат языки или дают путешественникам ночлег, разводят животных или чинят зубы.
Другими словами, большинство компаний работают в областях, которые экономисты называют "зрелыми", секторах, где довольно трудно войти и сделать удивительное состояние. Но это не значит, что эти сектора следует игнорировать. Это далеко не так; существует множество чрезвычайно значимых возможностей, скрывающихся для нас на виду из-за одного, возможно, удивительного факта об экономике: большинство предприятий не любят то, что они делают.
Мы могли бы провести основное различие между двумя видами бизнеса:прагматическим бизнесоми бизнесом любви.
Прагматичный бизнес есть везде. Они почти определяют для нас, что мы считаем бизнесом по своей сути. Они знают, как сделать свой продукт или услугу с хорошей степенью компетентности, но есть практический, неидеалистический край в том, как они идут к вещам. Нет ничего очень сильного, что привлекло бы их к конкретному предложению. Они вполне могли заниматься чем-то другим. Они не заботятся о долгосрочной перспективе; бизнес-это только средство достижения основной финансовой цели. Один глаз всегда сосредоточен на том, как продавать. Если бы хозяевам не надо было работать, они почти наверняка не стали бы этого делать.
Такой прагматичный бизнес может работать хорошо, или даже очень хорошо, в течение длительного времени, но мотивы достаточно легко обнаружить. Проницательный глаз может сказать что-то важное уже через несколько минут после того, как войдет в дверь: это делается не с любовью и не для любви.
Прагматичный бизнес доминирует в экономике. Можно было бы сказать, что более 85% предприятий относятся к этой категории,но есть части экономики, и они в значительной степени находятся в меньшинстве, где все делается совсем по-другому.
Дела любви производят много разнообразных вещей, но есть основополагающие принципы, удерживающие их вместе. Здесь любовь означает:
- полное стремление к совершенству данного продукта или услуги.
- желание реинвестировать почти всю прибыль в обеспечение высокого качества.
- ориентация на долгосрочную перспективу, потому что бизнес – это для его владельцев смысл жизни. Нет никакого интереса продавать фирму сейчас или, возможно, когда-либо. Самое заветное желание-подарить его тому, кого любишь, например своему ребенку.
- любовь означает, что вы почти делаете это бесплатно – и не только потому, что вам нужно жить, вам нужно платить своим сотрудникам, и вы хотите, чтобы бизнес мог длиться в долгосрочной перспективе. Продукт или услуга-это то, что вы любите, и вы любите его необычайно.
Любовные предприятия-это такие, где владелец рыскает по миру в поисках лучшей муки и на рассвете возбужденно просыпается, чтобы проверить, как продвигается каждый из хлебов; авиазавод, где рабочие думают о каждом самолете, который они строят, как о родственнике, о котором они всегда будут заботиться; канцелярский магазин, где тетради и бумага рассматриваются как предметы красоты, а не полезности; туристическое агентство, которое не успокоится, пока не узнает, что клиенты наслаждались своими поездками, а не просто платили за них; сэндвич-магазин, который рассматривает прекрасный авокадо и куриный рулет как одну из подлинных радостей сложной жизни.
Бизнес, основанный на любви, не всегда успешен в стандартном финансовом смысле этого слова. Некоторые из них могут просто возвращать чуть больше 2% в год. Но для этих предприятий деньги всегда являются лишь средством достижения более высокой, более целенаправленной цели.Есть огромные возможности для любого потенциального предпринимателя, потому что большая часть экономики находится в руках людей, которые не любят то, что они делают. Большинство юридических фирм, стоматологических контор, гостиниц и пекарен занимаются этим не ради любви. Они могут быть эффективными и осторожными, но они – в конечном счете – просто ждут, чтобы продать. Нам не нужно быть очень оригинальными, чтобы добиться успеха, нам не нужно изобретать что – то очень новое; нам просто нужно – чтобы придать смысл нашей жизни и честно зарабатывать на жизнь-предложить миру то, что мы любим немного больше, чем большинство людей.