Как выглядит рождественский Суздаль с высоты птичьего полета
Автор:
Александр Мещеряков
Туристы, приезжающие в Суздаль зимой, в своих подвижных развлечениях обычно ориентируются на катание в уютных санях или на снегоходах. А я узнал, что можно взмыть в небо на мотопараплане и полюбоваться красотами древнего города и окрестностей с высоты 500-600 метров.
Сегодня посмотреть на Суздаль с высоты птичьего полета несложно: китайский квадрокоптер есть у каждого второго фотографа. Но вот снять город с такой высоты, лично держа в руках камеру и не имея под собой ничего кроме хлипкого насеста…
Одним словом, в выходные созвонился-договорился с энтузиастами и узнал, что взлеты и посадки происходят у северо-восточной окраины города. Но! Параплановые (даже если с мотором) полеты – штука метеозависимая и добро на взлет потенциальный пассажир получает за сутки до старта, когда организаторы уточнят погодные условия.
В понедельник мне позвонили и сказали, что моя мечта может осуществиться в среду, в 11.30. Прямо накануне Рождества. Ну и отлично.
Как и любой коренной суздалец, я отношусь к людям высотоосторожным. В городе и домов-то выше трех этажей не строят – запрещено на уровне обкома КПСС еще в 1970 году. Поэтому накануне полета обоснованно предполагал, что будет страшновато. Не самолет же. Это там есть пол и облака – лишь за стеклами иллюминаторов. Это там тепло и стюардесса предложит рыбку или курочку. Меня ждал иной расклад.
Высота ограничена только ТТХ параплана! На земле -4 по Цельсию, а это значит, что на высоте – все -13 градусов, но учитывая скорость движения (до 60 км/ч) и ветер, то ощущения для тела по минимуму на -15.
Пока пилот-инструктор Артем и инженер Александр на поле расправляли крыло и стропы, мы пообщались с организатором полетов Дмитрием.
- Есть какие-то требования к полетам со стороны надзорных структур?
- Конечно. Мы хоть и сверхлегкая авиация, но ведь авиация. Каждый подъем в воздух должен быть разрешен. Перед полетами мы обязательно уведомляем службу организации воздушного движения, сообщаем время начало полетов, высоту и количество воздушных судов.
-Дмитрий, а какие обязательные требования к пассажиру?
- Никакого алкогольного или наркотического опьянения! Не должно быть серьезных сердечных или легочных заболеваний. Вес пассажира – от 40 до 110 килограммов.
- А если полетать захочет тучный бизнесмен из Москвы или Нарьянмара?
- Тогда мы будем использовать другое крыло, большей площади. Так что не разочаруем.
В баке мотопараплана – 10 л бензина, этого хватает на полтора часа полетов. Полет длится 20 минут, так что одного бака хватает надолго. Пока разговаривали, крыло было расправлено, а двигатель прогрет. Члены клуба заботливо предложили мне другие перчатки, более плотные и теплые. Затем на моей голове оказался шлем с блютус-связью, чтобы я мог общаться с инструктором, сидящим позади, на моем туловище щелкнули застежки ремней безопасности и мы с Артемом, крикнув «Поехали!» быстро набрали нужную взлетную скорость и стали подниматься.
Ожидаемый страх не пришел, а непередаваемый восторг – да! Других эмоций не было. Холод? Конечно же, на серьезной высоте он ощущался в полной мере. Но ведь оно того стоило!
Сначала – родной микрорайон, смотрящийся просто аккуратным скоплением 60-ти двух- и трехэтажных домов, а чуть позже – монастыри и храмы во всей зимней красе, и они выглядели, будто небольшие макеты в какой-нибудь музейной экспозиции.
Изредка снижались и тогда туристы, стоящие внизу, задрав головы к небу, махали нам руками и ликовали, и завидовали. Их уделом были лошади, запряженные в сани, или пластиковые «ледянки». А у нас с пилотом было небо без края и ветер без злобы.
Солнца в этот день не было. Суздаль получился на снимках молочно-белым. Красок мало, но зато городок виден, как на рентгеновском снимке, ничто не скрыто летней листвой!
- Сейчас поднимемся чуть выше – в облака, - предупредил инструктор. – Там ты не увидишь ничего, но зато почувствуешь запах облаков.
Вот этого с квадрокоптером точно не почувствуешь: мы нырнули в туман. Какие облака на вкус? Мокрые и чуть дымно-духмяные… Очень новое и яркое впечатление.
Несколько лет назад какие-то энтузиасты пытались создать духи с запахом Суздаля. Мне теперь кажется, в этом запахе обязательно должен быть вкус облаков: чуть дымно-духмяный.