Найти в Дзене
Татьяна Монтессорит

Рассказываю о сенсорном развитии ребёнка от 0 до 3 месяцев

Оглавление
Меня зовут Татьяна, гид Монтессори 0-3, 3-6, 6-12 лет, мама 2 детей. Изучаю ненасильственное общение и поддерживаю родителей в воспитании детей знаниями, опытом, эмпатией.

Рассмотрим ощущения идущие от 5 органов чувств: осязания, зрения, слуха, вкуса и запаха, а также от вестибулярной и мышечно-суставной систем. Начало здесь

Новорожденный ребёнок чувствует прикосновения, запахи, вкус, он слышит и видит. Но "собрать воедино", интегрировать ощущения, получаемые из окружающего мира ему пока сложно.

Мир для него-это хаос из ощущений, поэтому в первый год жизни идет активная работа по обработке ощущений, поступающих в мозг.

Например, ребёнок чувствует прикосновения к телу, чувствует дискомфорт от мокрых пеленок, но понять, где именно прикасаются к нему пока сложно.

Ощущения необходимы для организации мозга и формирования интеллекта.

Так прикосновения мамы и других значимых взрослых дарят ребенку положительные эмоции и помогают ему формировать образ своего тела, научиться определять от какой его части идут импульсы. Тактильный контакт помогает формировать часть мозга, отвечающую за осязание.

Зрение у младенцев несовершенно. Ребенок может различать лицо матери и других значимых объектов, но остальной мир ребенок видит размытым. Зрение начинает фокусироваться вместе с развитием мыщц шеи, когда малыш начинает держать голову.

Развитию будет способствовать слежение за двигающимся человеком или игрушкой сначала медленным, затем быстрее.

Ребёнок с рождения слышит звуки и реагирует на них поворотом головы, улыбкой или плачем. Но понять, что означает речь пока не может. Более того, он делает усилия для произнесения разнообразных звуков. В основе развития речи лежит развитие слуха.

Развитию слуха будет способствовать общение с ребенком, напевание ему песенок, колыбельных, агуканье, потешек, звучание колокольчиков, погремушек.

Запах и вкус развиты достаточно хорошо с самого рождения. Благодаря им ребенок находит еду и может выжить. Ответом на запах и вкус является сосательный рефлекс и проявляется с рождения.

Вестибулярная и мышечно-суставная системы развиваются, когда ребенка носят на руках, ритмично качают его, выкладывают на животик, носят вертикально, придерживая голову (если малыш еще не держит).

Отсутствие пеленок во время бодрствования позволяют ребенку много двигаться и получать ощущения от мышечно-суставной системы. Сначала движения хаотичны и беспорядочны, но с каждым днем они становятся более организованы, целенаправленны.

Присутствие мамы, запах молока, звучание ее голоса, ношение на руках младенца - это среда для получения ощущений и развития интеллекта.
Присутствие мамы, запах молока, звучание ее голоса, ношение на руках младенца - это среда для получения ощущений и развития интеллекта.

Постепенно возникает координация систем. Например, ребенок видит погремушку, тянется к ней рукой, захватывает её. Возникает координация: рука-зрение. При этом задействована вестибулярная система, которая помогает сохранить равновесие, мышечно-суставная и тактильная.

Текст основан на прочтении книги Джин Айрес "Ребёнок и сенсорная интеграция".

Эту книгу я рекомендую прочитать родителям малышей и детей-школьников, у которых возникают трудности с обучением или поведением в школе, детей с СДВГ.

Благодарю за 👍 и подписку ✔

На ваши вопросы отвечаю в комментариях 👇