Найти в Дзене
ЛайтОбзор

Как отличить аниме от не аниме? Часть 1: История возникновения.

Оглавление

ВСТУПЛЕНИЕ

Зашел у нас с товарищем разговор об аниме стилистике, используемой в компьютерных играх. О том, где эта стилистика используется на 100%, а где видна лишь отчасти. И тут образовался закономерный вопрос: “Где начинается и где заканчивается эта аниме стилистика, да и вообще, что можно считать аниме, а что нет? Где эта грань?”.

Стало понятно, что все мы, вроде бы, с ходу отличаем аниме от не аниме, но назвать конкретные отличительные особенности не можем. Поэтому я решил попробовать разобраться в этом вопросе.

Так как сам я в этой теме профан, то обратился к различным источникам в интернете. В принципе вся эта публикация - сборник цитат из различных источников, которые я скомпоновал таким образом, чтобы попытаться ответить на поставленный вопрос.

Естественно, все мои выводы и умозаключения могут быть не верны. Особенно учитывая, что я ни разу не искусствовед. Данная работа - попытка разобраться в теме, только и всего. Если кто-то со мной не согласен, имеет свое видение данной темы, или вовсе обладает обширными знаниями по данному вопросу, будет интересно подискутировать с вами в комментариях.

ОЧЕВИДНОЕ, НО НЕ ВЕРНОЕ

С ходу можно подумать, что отличить аниме от остальной мультипликации очень просто, по манере рисовать лица. И вроде бы это так, но вот как об этом говорится в Википедии:

Одна из основных особенностей рисунка аниме — неестественно большие глаза персонажей. Существующий стиль возник под сильным влиянием западных традиций мультипликации — Осаму Тэдзука, считающийся основоположником данного стиля, был вдохновлён персонажами американских мультипликационных фильмов, такими как Бетти Буп, Микки Маус и Бэмби. Аниме-персонажи выделяются не столько размером глаз, сколько вниманием, уделённым детализации глаз по отношению ко всему остальному лицу. Нос и рот обычно изображаются несколькими волнистыми линиями, за исключением моментов, когда персонаж говорит. Тем не менее существуют произведения, в которых используется «реалистичный» рисунок — нос, рот и скулы равно с прочими деталями лица изображаются и затеняются с большей точностью, например, в аниме-фильме 1998 года «Оборотни» («Jin Roh: The Wolf Brigade»).- Аниме — Википедия

И ведь действительно, существует немало аниме, где нет такой ярко выраженной стилистики рисования лиц, но посмотрев на них, мы можем с уверенностью сказать, что это тоже аниме. Так в чем же отличия? Чтобы найти их, я решил проследить путь возникновения и развития аниме. Может там что-то проясниться?

ИСТОРИЯ МАНГИ

Визуальный стиль аниме корнями уходит в “мангу”, но при этом современная манга сильно визуально изменилась под влиянием западной культуры.

«Манга » – это комиксы, созданные в Японии. Часто эти два термина («манга» и «аниме») путают. Здесь сказывается сравнительная новизна термина «аниме», который закрепился в японском языке лишь в конце 70-х как сокращение от английского «анимейшн » («animation»). До этого использовался термин «манга-эйга » («манга-кино»), который до сих пор иногда употребляется старшим поколением японцев. - Иванов Борис. "Введение в японскую анимацию"

Слово «манга» придумал знаменитый художник Кацусика Хокусай в 1814 году, и означает оно «гротески », «странные (или веселые ) картинки ». Однако сами японские комиксы существовали (под разными названиями) задолго до этого. - Иванов Борис. "Введение в японскую анимацию"

Кацусика Хокусай (21 октября 1760, Эдо (сейчас Токио) – 10 мая 1849, там же) – самый распространенный псевдоним одного из наиболее известных японских художников направления укиё-э. Мастер ксилографии, автор циклов «36 видов Фудзи», «100 видов Фудзи», «100 историй о привидениях» и других. - Кацусика Хокусай, картины, гравюры и биография японского художника (artchive.ru)

Работы Кацусика Хокусай уже в девятнадцатом веке были похожи на то как сейчас рисуют аниме. В особенности постройки, в которых каждая деталь четко прорисована. Да и то как нарисована листва на деревьях, тоже сильно смахивает на "анимешный" вариант.

Первым комиксом в истории Японии считается «Веселые картинки из жизни птиц и зверей» («Тёдзюгига») знаменитого буддийского монаха и художника Какую (или Тоба, годы жизни–1053-1140), созданный в XII веке. - Иванов Борис. "Введение в японскую анимацию"

Тёдзю-дзимбуцу-гига (или Тёдзюгига «Весёлые картинки из жизни животных») — японские карикатурные живописные свитки, созданные в XII веке. Третий и четвёртый свиток датируют XIII веком. Их создателем традиционно считается монах Тоба Содзё, хотя достоверно подтвердить авторство невозможно. «Тёдзюгига» называют первой мангой — японским комиксом, хотя этот факт оспаривался в газете Yomiuri Shimbun. В частности, мангака Сэйки Хосокибара назвал первой мангой «Сигисан Энги», а свитки Тобы охарактеризовал как самостоятельное произведение искусства, имеющее независимую от истории манги значимость и никак не связанную с этим направлением массовой культуры Японии. - Тёдзюгига — Википедия (wikipedia.org)
От времен монаха Тоба (XII век) до времен Хокусая (начало XIX века) японские комиксы – «истории в картинках» развивались совершенно самостоятельно, испытав лишь в начале сильнейшее влияние аналогичной китайской живописи. Однако при этом они не считались «настоящим» высоким искусством и рассматривались либо как иллюстрации к дзен-буддийскому вероучению, либо как замена книг для не умеющих хорошо читать, либо как эстетически приятные (но не более того) зарисовки «укиё-э ».- Иванов Борис. "Введение в японскую анимацию"

После нападения на Японию в 1853 году американского флота и принудительном подписании договора о сотрудничестве в Японию пришла западная культура.

Вместо «манги» Хокусая в Японию пришли западные комиксы. Первые японские журналы комиксов начали издавать два японизировавшихся иностранца – англичанин Чарльз Виргман (журнал «Зе Джапан Панч» («The Japan Punch»), начало издания – 1862 год) и француз Жорж Биго (журнал «Тоба-э» ( начало издания – 1877 год). Оба эти журнала были ориентированы на обширные поселения иностранцев в Японии и выходили, соответственно, на английском и французском языках. - Иванов Борис. "Введение в японскую анимацию"
Со временем японские комиксы «переварили» европейский опыт и начали возвращаться к прежнему стилю графики, опираясь на развитую индустрию книгопечатания и новую технику рисования, в которой перо и карандаш заменили кисть. Это позволило сделать рисунок еще более четким и точным.- Иванов Борис. "Введение в японскую анимацию"

Первым японским «сериальным» комиксом с постоянными героями по образцу американских комиксов стал юмористический цветной комикс Ракутэна Китадзавы «Тагосаки и Макубэ осматривают Токио» («Тагосаку то Макубэ но Токио Кэмбуцу»), который начал издаваться в 1902 году в журнале «Дзидзи манга». Китадзава прославился тем, что одинаково блестяще рисовал и в европейском, и в японском стилях. Его комикс рассказывал о смешных ситуациях, в которые попадают два бродяги из далекой провинции, приехавшие в Токио и никак не могущие разобраться в перестроенном в европейском стиле городе.- Иванов Борис. "Введение в японскую анимацию"
Тагосаки и Макубэ осматривают Токио
Тагосаки и Макубэ осматривают Токио
И вот, в 1917 году японцы позаимствовали еще одно европейское изобретение. Вслед за первыми японскими кинофильмами появились и первые мультфильмы. Началась история японской анимации, история аниме. - Иванов Борис. "Введение в японскую анимацию"

ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ВЫВОДЫ

Из изученного можно сделать вывод, что уже в работах девятнадцатого века видны черты дожившие до наших дней. Это и скрупулёзный подход в прорисовке деталей и характерные для аниме позы, и выражения лиц персонажей, и работа с цветом.

ИСТОЧНИКИ

  1. Иванов Борис. "Введение в японскую анимацию"