Контрасты в центре города.
Пасмурный день новогодних выходных – вовсе не повод, чтобы сидеть дома, в тепле и уюте. У гостевого дома «Три кота» на улице Обороны в Великом Новгороде – припаркованные автомобили с питерскими номерами. До исторического центра города с главной площадью, кремлём и Софийским собором всего 600 метров, сообщает страничка мини-отеля в Сети.
И примерно такое же расстояние – до Воскресенской слободы. Любителям контрастов стоит пройти по этим двум маршрутам.
Главная площадь огорожена и пуста, нарядной ёлкой можно любоваться издали - ничего не поделаешь, приметы ковидного времени. А в кремле шумно и многолюдно, праздничные дни привели сюда множество экскурсантов, которые малыми компаниями и большими группами прогуливаются с Софийской стороны на Торговую и обратно, любуясь зимним Новгородом.
Но тихое, уединённое, почти заброшенное пространство Воскресенской слободы с сохранившимися стенами древних храмов завораживает куда больше, чем обихоженный центр города. Одинокому путнику, явно не местному, выбравшему окраинный маршрут за Белой башней, объясняем, что место это летописное, известное ещё с 1136 года, когда тут был монастырь. На месте сгоревшей деревянной Воскресенской церкви в конце XII века построили каменный храм, но и его, обветшавший, через три столетия разобрали и возвели новый. Церковь Уверения Фомы в светлый праздник Воскресения Христова и построенный рядом в XV веке каменный храм Иоанна Милостивого взамен деревянного, тоже XII века, много повидали за свою жизнь. Разорение и опустение в шведское нашествие, восстановление, перестройки в более поздние века, упразднение монастыря…
Высокая Воскресенская церковь в годы Великой Отечественной войны стала огневой точкой. В пострадавшем храме уже после войны, в 60-е годы минувшего столетия, обрушился свод вместе с главой. Реставраторы тогда сделали, что могли, и на что хватило средств. Плоская кровля укрыла внутреннее пространство храма. А барабан и главу лишь обозначили металлическим контуром.
По глубокому снегу, подёрнутому заледеневшей коркой, обходим храмы, пробираясь к берегу Гребного канала. Привычного летнего «лунного» пейзажа с потрескавшейся сухой илистой поверхностью не наблюдаем, водоём - как запорошённое снегом зеркало.
С этой, восточной, стороны особенно впечатляющий вид на храмы. Закатное солнце всегда опускается между церквями, посылая им сквозь ветви деревьев свои последние лучи.
Этот момент очень грустный, потому что не хочется думать о закате истории этих культовых сооружений. А они разрушаются. Уже шесть десятков лет к ним не прикасались руки реставраторов. Проведённая срочная консервация сооружений помогла им выстоять. И они продолжают сопротивляться времени. Как могут. Изо всех сил. Думается, что вовсе не о златоглавых куполах мечтают они в своих снах, а о том, чтобы кто-то просто помог им сохранить устойчивость, ведь печально ощущать, как камни стен, требующих укрепления, крошатся и осыпаются.