Найти в Дзене
Кризис Вкуса

Последствия войны, цена жизни и страх смерти — почему стоит читать «По ком звонит колокол» Эрнеста Хемингуэя?

Что есть красота?
В зависимости от нравов и убеждений каждый человек вкладывает в это понятие что-то наиболее приятное, вызывающее, например, чувство воодушевления, колкого азарта или чистую, кажущуюся оттого чем-то инородным и удивительным, искреннюю улыбку.

Красота, как заведено, проявляется во всём, нужно лишь уметь отыскать её — она в материнских руках, с теплотой принимающих в свои объятия едва освоившее навык ходьбы дитя; в густом тумане после дождя, жадно покрывшем верхушки домов кофейной пеленой; она и в буквах, образующих предложения, что стройными рядами наполняют информацией толсто переплетённую книгу.
Красота — это жизнь.

Стремительные лучи знойного солнца, пуховым одеялом покрывающие ярко зелёные холмы породистых испанских гор, прожигают толщу бумаги, неумолимо захватывая и моментально выводя на твоей коже печать отрешённости и цинизма. Ты, опаленный этими лучами, со ставшим уже обыденностью лёгким прищуром созерцаешь строгую печать хемингуэевской прозы, подобно кисти в руках большого мастера выводящей на холст воображения картину молчаливой, оглохшей от звуков стрельбы природы.

Здесь и далее — иллюстрации к произведению
Здесь и далее — иллюстрации к произведению

«По ком звонит колокол» (1940) — роман Эрнеста Хемингуэя, повествующий о нелёгкой судьбе и наполненном военными тяготами бытие простых людей, ввиду собственных убеждений, приказов командования или отсутствия выбора втянутых в разворачивающиеся действия.

Гражданская война в Испании, выступающая фоном разворачивающихся художественных событий, была полем кровавого столкновения франкистской и республиканской точек зрения на то, какой должна представляться их страна. Это битва разбитых сердец и разгорячённых умов, результатом которой стала гибель тех добродетелей, что приносятся в жертву во время любых военных действий, — чести и милосердия.

История военного конфликта и людей внутри него за очень большим исключением хоть в каком-либо контексте придаёт описываемым событиям позитивный окрас. Зачастую подобный нарратив призывает читателя к осмыслению сущности человека и человеческих сообществ, поднимает вопрос верности принципам перед лицом смерти, подвергает сомнению способность людей с честью преодолевать эволюционные невзгоды.

Ну а что же любовь? Сохранит ли она своё чудодейственное влияние на умы людей в условиях повсеместных смертельных баталий? Слаб ли ты, если подвержен её воздействию? Станет ли смерть закономерным итогом следования зову сердца?
Жизнь дарит огромное количество возможностей, но вместе с тем и многого лишает. Не каждый найдёт ответ на интересующий вопрос, но каждый имеет возможность попытаться, каждый способен найти красоту.

-2

Отнюдь не случайно главным героем романа представлен Роберт Джордан — американец-интернационалист, для выполнения военной задачи объединяющийся с партизанским отрядом. Он — проводник восприятия, пропускающий события через призму личностного отношения к своему долгу, людям вокруг него и самому конфликту.
Хемингуэй погружает читателя в обстановку неуютного, но завораживающего ожидания.
Вместе с Робертом читатель окунается в семидесяти двух часовой триллер, увлекающий проявлением взаимного недоверия, а также эмпатии персонажей в отношении друг друга.

Гражданская война — не просто конфликт, это столкновение людей одной культуры. Ещё вчерашние братья и сёстры сегодня хладнокровно убивают и насилуют друг друга. Одержимые желанием мести или с гордостью идущие в бой с желанием отстоять свои идеалы, оин несут смерть, проливая кровь на родной земле.
Оправданность кровопролития и до неузнаваемости меняющийся в условиях войны облик человека — столпы истории, на которых строится механизм взаимодействия персонажей. Это живой механизм, полный оправданных противоречий, пускающий кровь по сосудам рассказываемой истории.

Сосуды ведут к сердцу романа — его персонажам — испанцам, жгучим ценителям свободы, темпераментным любителям корриды и остроумным знатокам любви. В их окружении Роберт познает жизнь — красоту, которую он смог найти в мечтательных или отчаявшихся душах верных людей.

-3

В этом романе Эрнест Хемингуэй, пожалуй, наиболее выдающимся образом являет читателю мастерство повествования, создания образов и погружения в национальный колорит.
На страницах «По ком звонит колокол» пылкие нравом и добрые сердцем испанцы увлечённо спорят, горячо любят, открыто презирают и выразительно ругаются — живут.

Аппетитные ароматы сготовленного в пещере мяса, свободно гуляющие в пространстве чистого горного воздуха, охотно просачиваются сквозь книжные листы и овладевают обонянием. Ты уже находишься там. Набрав кружку вина из висячего бурдюка и неприметно пристроившись в углу пещеры, наблюдаешь за обеденным разговором, сопровождаемым смехом. Невольно ты начинаешь посмеиваться и сам.

Вот она — красота. Дружба и любовь. Долг и честь. Жизнь и смерть.

-4

Основное действие в романе то и дело перемежается с воспоминаниями и оживающими мыслями главного героя. Его заботят природа задания, свои собственные мотивы, вкус к жизни и людям вокруг, погибший друг-подрывник, воевавшие отец и дед.

Становится понятно, что ключевым моментом жизни Роберта (таким, после которого свой путь можно разделить на «до» и «после») является встреча с отрядом партизан: он обзаводится надеждой на счастливую жизнь с любимой.
Вопрос самоопределения для обычно невозмутимого и немного циничного героя неожиданно встаёт весьма остро. Кто он — Роберт Джордан? Солдат? Случайный наблюдатель? Безликий образ?

Слова, сказанные дедом, вдруг обретают особый смысл. Нужно закончить дело, выполнить задание. Только бы выгорело, выбраться бы живым.
Вот он, смысл. Да, вполне возможно. Только бы пережить бой, закончить задание...

Нет человека, который был бы как Остров, сам по себе, каждый человек есть часть Материка, часть Суши; и если Волной снесет в море береговой Утес, меньше станет Европа, и также, если смоет край Мыса или разрушит Замок твой или Друга твоего; смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я един со всем Человечеством, а потому не спрашивай никогда, по ком звонит Колокол: он звонит по Тебе.

— Джон Донн —

P. S. Ищите смысл, найдите красоту — читайте хорошие книги.