Найти тему
Bounty Bountyyy

Возникновение Древнерусского государства. Первые русские князья

Оглавление

ПРЕДПОСЫЛКИ ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВА

В VI–IX в. сложились предпосылки для образования государства восточных славян. Экономическими предпосылками этого процесса являлись переход к пашенному земледелию, отделение ремесла от земледелия, сосредоточение ремесла в городах, возникновение меновых отношений, преобладание свободного труда над рабским. Складывались политические предпосылки: потребность племенной знати в аппарате защиты своих привилегий и захвата новых земель, формирование племенных союзов славян, угроза нападения врагов, достаточный уровень военной организации. Социальными предпосылками были смена родовой общины на соседскую, возникновение социального неравенства, наличие патриархальных форм рабства, складывание древнерусской народности. Общая языческая религия, схожие обычаи, обряды, общественная психология создавали духовные предпосылки для формирования государственности.

Русь находилась между Европой и Азией в пределах равнинного пространства, поэтому потребность в постоянной защите от врагов вынуждала сплачиваться восточных славян для создания сильной государственной власти.

образование государства

Согласно «Повести временных лет» (далее 

 ПВЛ) 

 древнейшему летописному своду Руси, в 862 г.варяги, ранее обложившие данью племена ильменских словен и чуди, были изгнаны за море. После чего на землях племенного союза ильменских словен началась междоусобица. Не имея возможности самостоятельно разрешить конфликты, местные племена решили призвать правителя, не связанного ни с одним из родов: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, 

 вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, 

на Белоозере, а третий, Трувор, 

 в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же 

 те люди от варяжского рода, а прежде были словене».

Полулегендарное призвание Рюрика на Новгородское княжение в 862 г. (его братья являются полностью вымышленными персонажами) традиционно считается началом истории государства Российского.

Этим же годом летописец датирует образование второго центра русской государственности 

 Киевского княжества Аскольда и Дира. Согласно ПВЛ, Аскольд и Дир 

 дружинники Рюрика 

 покинули своего князя и заняли Киев 

 племенной центр полян, ранее плативших дань хазарам. Сейчас легенда об исходе Аскольда и Дира от Рюрика признается неисторичной. Скорее всего, эти князья не имели отношения к варяжскому правителю Новгорода и были представителями местной династии.

В любом случае во второй половине VIII в. на землях восточных славян образовалось два центра государственности. 

Норманнский вопрос

Существуют две основные гипотезы образования Древнерусского государства. Согласно классической норманнской теории, оно было привнесено извне варягами 

 братьями Рюриком, Синеусом и Трувором в 862 г. Авторами норманнской теории являлись Г. Ф. Миллер, А. Л. Шлёцер, Г. З. Байер, немецкие историки, работавшие в первой половине XVIII в. в Российской академии наук. Антинорманнская теория, основоположником которой был М. В. Ломоносов, основывается на концепциях невозможности «научению государственности» и формирования государства как закономерного этапа внутреннего развития общества. 

С норманнским вопросом напрямую связана и проблема этнической принадлежности варягов. Норманнисты считают их скандинавами, часть антинорманнистов, начиная с Ломоносова, предполагает их западнославянское, финно-угорское или балтское происхождение. 

На данном этапе развития исторической науки концепции скандинавского происхождения варягов придерживается большинство историков. Вместе с тем признается и тот факт, что скандинавы, находившиеся на схожем или даже более низком уровне развития общественных отношений, чем восточные славяне, не могли принести на земли Восточной Европы государственность. Таким образом, возникновение Древнерусского государства явилось логичным завершением процесса внутреннего развития восточнославянского общества, этническая принадлежность княжеской династии не играла первоочередного значения в становлении Руси.

Н. Рерих. Заморские гости
Н. Рерих. Заморские гости

Из документа (Мавродин В. В. Образование Древнерусского государства):

«Анализ скандинавских вещественных памятников, обнаруженных в Восточной Европе и датируемых концом IX-X вв., приводит нас к выводу о том, что характер взаимоотношений норманнов со славянским и финским населением Восточной Европы того времени резко меняется по сравнению с началом и серединой IX в. И дело не только в том, что складывается другой великий торговый путь Восточной Европы, связывающий Север и Юг, Запад и Восток, путь "из варяг в греки", более поздний в сношениях Западной Европы со странами Востока, нежели Волжский, датируемый серединой или началом второй половины IX в. 

Меняется сама роль норманнов на Руси. Это уже не разбойники, ищущие славы и добычи, воины-насильники, купцы-грабители. Норманны на Руси конца IX-X вв. выступают в роли купцов, … так как теперь в Гардарик ездили не грабить, … а торговать. Торговать фибулами и мечами, в последнем случае и прямом и переносном смысле, когда варяг предлагал в качестве товара свой боевой "франкский" меч, а в придачу к нему свою воинскую доблесть, свой опыт мирового воина-бродяги, свою ярость берсекера, свою преданность тому, кто больше платит. 

В конце IX-Х вв. норманны на Руси выступают в качестве "варягов "-купцов, торгующих с Востоком, Западом и Константинополем (Миклагард) и снабжающих товарами иноземного происхождения все страны Востока, Юга и Запада и прежде всего самую Гардарик. Они выступают в роли воинов-наемников — "варягов"… Отдельные скандинавские ярлы оказываются более удачливыми и ухитряются захватить в свои руки власть в некоторых городах Руси, как это произошло с варягами Рогволодом… осевшим в Полоцке… а быть может, и в Турове (варяг Туры по преданию), и в Пскове (где сидели, видимо, варяги, так как Ольга, родом псковитянка, носит скандинавское имя Helga), и в других местах.

Большая же часть норманнских викингов выступала в роли наемных воинов-дружинников русских племенных князьков или русского кагана, вместе с другими княжескими дружинниками или вместе же с другими княжескими "мужами", выполняя различные поручения в качестве "гостей"-купцов и "слов" (послов) князя, как это отметили Бертинские анналы.

От былого грабительства варягов на Руси не осталось и следа, хотя они и не раз пытались захватить власть и, пользуясь силой, утвердить на Руси свою династию, вернее, сделать своих конунгов правителями на Руси.

Но в данном случае речь шла уже не о "насилиях" находников-варягов "из-за моря", совершающих грабительские налеты… а о попытках их использовать в своих целях нарождающуюся русскую государственность, одним из винтиков которой были они сами, норманнские наемные дружины. Речь шла ужо об удачных или неудачных авантюрах инкорпорированных русской государственностью дружинных организаций варягов, находящихся на службе у русских князей и каганов, а не об установлении власти "заморских" варягов, пытающихся стать повелителями славянских и финских земель и превратить их в объект грабежа и эксплуатации.

Варяги еще играли некую, и подчас очень большую, иногда решающую роль, но уже в качестве одного из элементов древнерусского общества. Они были составным, и далеко не главным, элементом тех классово-господствующих сил древнерусского общества, которые складывали и создавали русское государство. Они были, так сказать, "одними из", а не единственными… В этой, привычной им, социально родственной, среде норманны охотно и быстро растворялись. Женясь на русских, эти скандинавские воины бесповоротно садились на русскую почву и русифицировались часто уже во втором поколении.

Но пока древнерусская государственность была слаба, пока существовало собственно несколько крупных государственных политических образований, множество слабых племенных княжений и море родов и общин во главе со "старейшинами", пока не было единой русской державы, до тех пор норманнские искатели славы и наживы на отдельных этапах становились силой, способной навязать древнерусскому обществу свою власть».

Первые Киевские князья

Олег Вещий (879–912 гг.)

В 879 г. в Новгороде умер Рюрик. Так как сын Рюрика 

 Игорь 

 был ребенком, власть перешла к его «родичу» Олегу, прозванному в древнерусских хрониках Вещим. О родстве Олега с Рюриком известно мало. В. Н. Татищев со ссылкой на Иоакимовскую летопись называл Олега шурином (братом жены Рюрика 

 Ефанды).

В 882 г. Олег отправился в поход из Новгорода на юг по Днепру. Он покорил Смоленск и Любеч, захватил Киев. Согласно летописи, Олег хитростью выманил правивших в Киеве Аскольда и Дира из города и убил их под предлогом их «некняжеского происхождения». Киев стал столицей нового государства, «матерью городов русских». Таким образом, Олег объединил под своей властью два изначальных центра древнерусской государственности 

 Новгород и Киев, получил контроль над всей протяженностью великого торгового пути «из варяг в греки».

В течение нескольких лет после захвата Киева Олег распространил свою власть на племена древлян (883 г.), северян (884 г.) и радимичей (885 г.), которые ранее платили дань хазарскому каганату. Контроль правителя над подчиненными племенами осуществлялся посредством полюдья 

 ежегодного объезда князем с дружиной подвластных племен с целью сбора дани (обычно мехов). Впоследствии меха, ценившиеся чрезвычайно высоко, сбывались на рынках Византийской империи.

С целью улучшения положения русских купцов и грабежа в 907 г. Олег во главе ополчения подвластных ему племен совершил грандиозный поход на Византийскую империю и, дойдя до стен Константинополя, взял с императора Льва VI Философа огромный выкуп. В знак победы Олег прибил свой щит к вратам города. Итогом кампании стало заключение мирного договора между Византийской империей и Древнерусским государством (907 г.), который предоставил русским купцам право беспошлинной торговли в Константинополе. После похода на Византию в 907 г. Олег получил прозвище Вещий, т. е. знающий будущее. Некоторые историки высказывают сомнения в отношении похода 907 г., о котором не упоминают византийские авторы.

В 911 г. Олег направил в Константинополь посольство, подтвердившее мир и заключившее новый договор, из которого исчезли упоминания о беспошлинной торговле. Лингвистический анализ отмел сомнения в подлинности договора 911 г. О нем есть сведения у византийских авторов. В 912 г. Олег, согласно преданию, погиб от укуса змеи.

Рисунок современного автора. Ладьи русов у Константинополя
Рисунок современного автора. Ладьи русов у Константинополя

Из документа (Соловьев С.М. История России с древнейших времен: в 15 кн. Кн. 1)

"При разборе преданий об Олеге мы видим, что в народной памяти представлялся он не столько храбрым воителем, сколько вещим князем, мудрым или хитрым, что, по тогдашним понятиям, значило одно и то же: хитростию Олег овладевает Киевом, ловкими переговорами подчиняет себе без насилий племена, жившие на восточной стороне Днепра; под Царьградом хитростию пугает греков, не дается в обман самому хитрому народу и прозывается от своего народа вещим. В предании он является также и князем-нарядником земли: он располагает дани, строит города; при нем впервые почти все племена, жившие по восточному водному пути, собираются под одно знамя, получают понятие о своем единстве, впервые соединенными силами совершают дальний поход. Таково предание об Олеге, историк не имеет никакого права заподозрить это предание, отвергнуть значение Олега как собирателя племен».

Игорь Рюрикович Старый (912–945 гг.)

Игорь Рюрикович вошел в русскую историю с прозвищем «Старый», т. е. старейший. Начало его правления ознаменовалось восстанием племени древлян, попытавшихся освободиться от зависимости от Киева. Восстание было жестоко подавлено, древляне обложены тяжелой данью.

К. В. Лебедев. Полюдье
К. В. Лебедев. Полюдье

В 941 г. Игорь совершил неудачный поход на Константинополь. Флот русов был сожжен «греческим огнем».

Сожжение русских кораблей греческим огнем. Миниатюра Радзивиловской летописи.
Сожжение русских кораблей греческим огнем. Миниатюра Радзивиловской летописи.

Повторный поход 944 г. был успешнее. Византийская империя, не дожидаясь прихода войска на ее земли, согласилась выплатить Игорю дань, как раньше Олегу, и заключила с киевским князем новый торговый договор. Договор 944 г. был менее выгоден для русских купцов, чем предыдущий, так как он лишал их права беспошлинной торговли. В том же году флот русов, пропущенный хазарским каганом в Каспийское море, опустошил город Бердаа. В 945 г. Игорь был убит во время полюдья вновь восставшими древлянами (согласно ПВЛ, разорван двумя деревцами) после попытки вторичного сбора дани. Из жен Игоря известна только Ольга, которую он чтил больше других из-за «мудрости ее».

Ольга (945–964 гг.)

По преданию, вдова Игоря, княгиня Ольга, принявшая власть вследствие малолетства ее сына Игоря Святославича, жестоко отомстила древлянам. Она хитростью уничтожила их старейшин и князя Мала, перебила много простого народа, сожгла племенной центр древлян 

 город Искоростень 

и возложила на них тяжелую дань. 

В. Суриков. Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря
В. Суриков. Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря

Для предотвращения восстаний, подобных древлянскому, Ольга полностью изменила систему сбора дани. На территории каждого племенного союза был учрежден погост 

 место сбора дани, для каждого племени установлен урок 

 точный размер дани. На подвластных Киеву землях тиуны 

 представители княжеской власти собирали дань. Фактически реформа Ольги способствовала превращению Руси из рыхлого союза племен, объединяемых лишь княжеской властью, в государство с административным делением и постоянным бюрократическим аппаратом. 

При Ольге укрепилась связь Киевской Руси с Византийской империей, наиболее богатым и развитым государством раннего Средневековья. В 956 г. (или 957 г.) Ольга посетила Константинополь и приняла там крещение, таким образов став первым христианским правителем Древнерусского государства.

С. А. Кириллов. Княгиня Ольга (Крещение)
С. А. Кириллов. Княгиня Ольга (Крещение)

Вместе с тем за принятием Ольгой христианства не последовало обращения в новую веру ни ее сына Святослава, который был ревностным язычником, ни дружины.

Святослав Игоревич (964–972 гг.)

Практически все свое недолгое правление Святослав провел в военных походах, слабо занимаясь внутренними делами государства, которое фактически продолжала возглавлять его мать.