Найти тему
Владимир Марочкин о музыке

Проблемы советских ВИА в 1977 году

Музыканты в 1977 году чувствовали себя не очень уверенно, многим из них было уже ясно, что героическая эпоха вокально-инструментальных ансамблей закончилась. Взлет ВИА происходил с 1968 по 1976 год. На 1976 году пришелся парад-алле достижений ВИА, включавший в себя и поездку «Песняров» в Америку, и успех Аллы Пугачевой, и триумф альбома Давида Тухманова «По волне моей памяти», и рок-оперу «Алые паруса». А в 1977 году наступила пауза, потому что те идеи, которые поколение семидесятников вкладывало в движение ВИА, были реализованы, и никто не знал, куда двигаться дальше.

Ситуация получилась на редкость двойственная: на концертах ВИА – аншлаги, но многие музыканты уже чувствуют, что драйв движения постепенно угасает. Пытаясь унять растущее беспокойство, люди покидают насиженные, казалось бы, места и переходят в другие ансамбли. Конфигурация некоторых составов получалась на редкость вычурная, и это тоже характерная примета 1977 года.

ВИА "Пламя"
ВИА "Пламя"

Новым большим хитом ансамбля «Пламя» стала песня «Идет солдат по городу» (В.Шаинский - М.Танич). В какой-то степени ее можно назвать российским эквивалентом импортной «Saturday Night Fever» (разумеется, по настроению, а не по музыке), поскольку в ней тоже поется про «лихорадку выходного дня», то есть про то, как солдат отправился в увольнительную. Поскольку большинство мужчин нашей страны служили в армии, то эту манящую свободой песню подхватили практически все поколения.

Между тем, под аккомпанемент нового хита в «Пламени» происходили серьезные перемены. Тот, оригинальный состав ансамбля, который собрали музыканты, покинувшие «Самоцветы», просуществовал очень недолго. Ударник Юрий Генбачев перешел в джаз-ансамбль Леонида Чижика, а трубач Геннадий Жарков – в ВИА «Поющие сердца», откуда ушел работать в ВИА «Красные Маки».

Состав ВИА «Пламя» пополнили музыканты из ленинградского ВИА «Лира» Юрий Редько (гитара, вокал) и Сергей Черепухин (скрипка, флейта), а также трубачи Игорь Никитин и Александр Колоколов. Вскоре к группе присоединился экс-солист ВИА «Голубые гитары» Вячеслав Малежик.

-2

Этот год принес ВИА «Лира» подарок в виде диска-гиганта, который выпустила фирма «Мелодия». Но тогда же в ансамбле появились и первые проблемы. Начали уходить старые музыканты, приходили новые, потом уходили и они. И в конце концов ВИА «Лира» фактически прекратил свое существование.

«В общем, год прошел хорошо, - вспоминает один из основателей ВИА «Лира» Юрий Семенов, - но от нас ушел певец Владик Левин. Он сказал, что ему не интересно петь в ансамбле, что он хочет выступать сольно, - и пошел работать в Ленинградский мюзик-холл, где заменил Сергея Захарова. Он был первым, кто ушел. К нам пришли Редько с Черепухиным, но поиграли у нас всего лишь полгода, а потом рванули в Москву. Потом в Москву уехали духовики Виктор Горбунов и Анатолий Мешаев. И пошло, поехало. Пришли другие трубачи, пришел гитарист Витя Романов, пианист Володя Макаров. Но уже хуже стало, чем было раньше. А потом все и вовсе разругались, и все развалилось...»

Руководство Ленконцерта поручило Владимиру Петрову собрать новый состав «Лиры». Но этот состав просуществовал совсем недолго: не закончив даже первой гастрольной поездки, ВИА «Лира» под руководством Владимира Петрова прекратила свое существование. Сам Петров уехал из Ленинграда, и пять лет проработал в ВИА «Двинские гитары» (позже он играл в составе ансамбля Игоря Талькова).

-3

В январе на просторах страны зазвучал новый суперхит «Самоцветов» - песня «Горький мед» (О.Иванов - В.Павлинов), знаменитая великолепной игрой трубача Валерия Беседина.

Еще один радио-хит «Самоцветов» - песня «Уголок России» (В.Шаинский – Е.Шевелева). Первым исполнителем этого шлягера стал солист Сергей Беликов, минувшей осенью пришедший из «Аракса», он же первым записал и другой хит «Самоцветов» - «Всё, что есть у меня» (В.Добрынин - Л.Дербенёв), который вышел на миньоне вместе с песнями «Сколько в мире дорог» (Ю.Маликов - Л.Дербенёв) и «Первое свидание» (В.Мигуля - М.Рябинин). Высокий голос Беликова добавил в палитру ансамбля очень яркую краску. Тогда казалось, что ансамбль и певец нашли друг друга, но, проработав в «Самоцветах» всего лишь год, Беликов снова вернулся в свой родной «Аракс».

Но Маликову краска понравилась, и он нашел Беликову замену в лице певца Андрея Рыбакова, у которого тоже был очень высокий голос.

В тот же год коллектив пополнился еще одним вокалистом Алексеем Глызиным (экс-«Добры Молодцы»).

В журнале «Кругозор» вышли две новые песни «Самоцветов»: «Бамовский вальс» (С.Туликов - М.Пляцковский) и «Всё позабуду» (Ю.Маликов - М.Пляцковский, солист Аркадий Хоралов). Песню «Бамовский вальс» ансамбль «Самоцветы» исполнил в заключительном концерте «Песня-77».

Второй хит, который ансамбль спел на конкурсе «Песня-77», была наполненная позитивными вибрациями песня «Я люблю этот мир» (В.Мигуля – Л.Дербенев). Но не все зрители испытывали такие же радужные эмоции. Многие люди уже просто устали жить в окружении советской действительности. Поэтому страна разделилась на два лагеря: одни кричали, что «Самоцветы» - это квинтэссенция «совка». Другие шумно восхищались ансамблем, его музыкантам, их красиво льющимися голосами, и укоризненно выговаривали первым, что «Самоцветы» – это лучшая группа Советского Союза. Как ни странно, но правы были и те, и другие: в принципе, и «квинтэссенция «совка», и «лучшая группа Советского Союза» - это одно и то же, как портрет в фас и в профиль.

Но «Самоцветы» и сами относились к песенке «Я люблю этот мир» с долей здравого скептицизма, и однажды сделали пародию на нее:

«Ты хочешь, чтоб в жизни все было и вкусно, и жарено,

И блюдо меняешь одно за другим за столом,

И ешь без разбору, но это - поверь нам - неправильно,

Ведь мы не для этого в мире прекрасном живем.

Утром не ешь помногу, ужин совсем не трогай,

Вместо обеда травы вари на огромном костре зари.

Внемли богов совету и соблюдай диету.

Можешь при этом себе ты купить «Жигули»...»

Тогда эта пародия произвела очень сильное впечатление. Людям нравилось, что это было чересчур смело.

Как и все советские люди, «Самоцветы» жили двойной жизнью: на концертах они играли одну музыку, на радио и телевидении – совершенно другую. Руководитель Музыкальной редакции ЦТ Чермен Касаев объяснял это так: «Понимаете, концерт – это концерт. Его аудитория – тысяча, от силы - полторы тысячи человек. А телевидение – это десятки миллионов зрителей. И когда телевидение является главным рупором отдела агитации и пропаганды ЦК партии, то понимаете, какое здесь должно быть отношение ко всему?»

Это было очень сложное время. Советское общество достигло своего апогея, но продвинутым людям из власти уже стало ясно, что все идет к концу. Наверху многие видели, что партия движется не туда. И демонтаж советской системы начался уже тогда.

Необходимо сказать, что ситуация в стране разными поколениями оценивалась по-разному. Одни видели вокруг себя спокойную жизнь с гарантированным образованием и медициной. Другие, более старшие люди, прошедшие войну и послевоенные репрессии, говорили тогда, что началось удушение всего на свете. Причем, правы были и те, и другие. Старшие товарищи видели, в каком направлении развиваются события, а младшие – только то, где они находились в настоящий момент. Именно в это время в лексикон советского человека вошла фраза: «Вы – туда, а мы – оттуда».

(Фрагмент из книги Владимира Марочкина, Натальи Сычевой и Андрея Игнатьева "Песни нашего поколения. Семидесятые")