Современный мир влюблен в предпринимательство. Открытие собственного дела занимает такое же престижное положение, как в прошлые века паломничество в Иерусалим или сражение с многочисленными врагами.
© Брайан Солис/Flickr
Однако то, что нужно, чтобы стать успешным предпринимателем, остается невыносимо неуловимым. Правительства и государственные органы делают все возможное, чтобы поощрить людей, помогая с практическими аспектами: предлагая налоговые льготы, делая неудачи менее карательными, создавая "зоны предпринимательства" и так далее.
Однако в основе успешного предпринимательства лежит нечто странно более абстрактное: точное понимание причин человеческого несчастья. Каждый морально мыслящий бизнес в какой-то мере облегчает определенный вид страданий.
Поскольку общество потребления в настоящее время хорошо развито, можно легко думать, что все, несомненно, уже было сделано, чтобы угодить и насытить аудиторию, что все возможные уловки и острые ощущения были всесторонне изучены и действительно, что у нас уже есть "слишком много вещей". Эти опасения могут затем смешаться с экологической заботой об уменьшающихся ресурсах планеты-чтобы создать мнение, что отныне мы должны стремиться к меньшему и что капитализм закончен.
Однако теория о том, что мы каким-то образом подошли к концу пути предпринимательских инноваций, что все уже сделано, концептуально невозможна. Самым ярким доказательством этого утверждения является то, что мы, большинство из нас, все еще очень несчастны во всех видах увлекательных (и в этом контексте вдохновляющих) способов. К счастью для предприимчивых среди нас, разочарования, раздражения и горести настоящего являются неисчерпаемым источником сырья, из которого можно построить бизнес будущего.
Чтобы получить представление о том, сколько новых предприятий еще предстоит изобрести – и, следовательно, насколько дальше должен развиваться капитализм, – нам достаточно взять средний день и сосредоточиться на том, сколько раздражает нас и сколько удовлетворяет нас с момента пробуждения до момента, когда мы снова засыпаем. Области, где мы вполне счастливы, - это те, где дальнейшее развитие событий кажется ненужным. Рынок явно перенасыщен и новые участники столкнутся с высокой степенью конкуренции которая только снизит заработную плату и рентабельность для всех игроков; в то время как зоны неудовлетворенности-это, по сути, зоны неисследованных возможностей. Чем больше несчастье, тем больше потенциальный рынок.
Давайте представим себе дневниковые записи, записывающие вещи, которые легко чувствовать себя вполне счастливыми в обычный день:
- Хлопья для завтрака: огромный выбор, многие из них очень хорошие. Даже здоровые стали не только питательными, но и сытными.
- Мобильные телефоны: вы получаете четкий прием и в мгновение ока соединяетесь с далеким континентом. Здесь все идет хорошо.
- Кофе: еще один магазин открылся неподалеку. Молоко идеально, бобы тонкие и соблазнительные.
- Одежда: 32 различных вида футболок предлагаются по очень разумным ценам. Все возможности и перестановки в этой области были исследованы.
Но есть еще много чего, что расстраивает и угнетает нас в другие моменты обычного дня:
- Спор с партнером: трудно точно знать, что происходит. Это уже третий случай на этой неделе. Почему так трудно жить вместе?
- Тревога на пути к работе: идет ли карьера по намеченному пути, зачем человек это делает, что случилось с его юношескими надеждами?
- Дети снова жалуются на домашние задания: скучно и вяло.
- Отвратительный новый многоквартирный дом, поднимающийся в конце дороги: кто это сделал? И почему они будут такими дорогими?
- Красивый ресторан, но разговор с клиентом дряблый и скучный. Почему так трудно понять, о чем говорить?
- Трудно успокоиться вечером. Лучше всего немного напиться и проверить социальные сети.
Можно было бы продолжать; наши горести и раздражения могли бы заполнить десятки страниц, но уже из самого краткого очерка можно различить очертания некоторых значительных новых предприятий, которые могли бы быть пионерами в будущем. Например: терапевтическая служба для помощи парам в кризисных ситуациях. Учитывая важность взаимоотношений по сравнению с относительно незначительной ролью, занимаемой роскошным транспортом, при правильном построении бизнес теоретически должен превысить доходы BMW или Audi за короткое время. Служба карьерного консультирования это было бы так же необходимо, как и то, что работало должным образом, что было приятно посетить, разумно поставлено, основано на реальной науке и направлено на то, чтобы доставить клиентам видение того, как объединить их талант с потребностями мира. Школа нового типа: в идеале, она будет работать в обратном направлении от реальных проблем жизни, чтобы научить людей тому, что им действительно нужно знать, а не заставлять их выполнять тайные схоластические упражнения. Фирма по развитию недвижимости, которая принимала прибыль в размере 3% годовых (вместо обычных 15%+) и которая намеревалась построить эффективные, красивые дома для всех. Приложение для мобильных телефонов, предназначенное для обучения людей тому, как вести лучшие разговоры, а не просто позволять им вести дальнейшие разговоры того не вдохновляющего вида, который у них уже есть. Новый вид монастыря, без религии, предлагающий спокойствие и уединение тем, кто подавлен бурями современной жизни…
Куда ни глянь, всюду разочарования, и каждое из них – теоретически – семя предприятия. Таким образом, первый шаг к предпринимательству состоит в том, чтобы научиться изучать свое собственное несчастье, регистрировать все свои импульсы страдания, какими бы незначительными они ни были. Снижение прибыли, по сути, является лишь симптомом гигантских провалов воображения со стороны бизнес – сообщества: слишком много людей бросаются в одну и ту же область, потому что они не могут придумать ничего более инновационного, чем начать еще одну авиакомпанию, компанию мобильной связи или сеть супермаркетов-к несчастью всех участников. Напротив, здоровая прибыль-это награда за понимание и овладение данной человеческой потребностью раньше других.
Идей, конечно, недостаточно. Всегда возникает необходимость позаботиться о практичности и деньгах; требование привлечь банковские кредиты, убедить инвесторов и найти партнеров. Но ни один из этих практических шагов не имеет ни малейшего шанса сработать, если исходное, психологическое озарение не является здравым. И точно так же, если проницательность остра, как бритва, действительно приспособлена к человеческому функционированию, то, каким бы трудным ни было путешествие, бизнес будет иметь высокий шанс принести пользу человечеству и сбросить немного денег.