Так получилось, что речка Гороховка, она же Сумма, имеет отдельную страницу в моей рыболовной жизни. В советское время она была не так сильно популярна как сейчас, в силу того, что общественным транспортом туда было добираться проблемно - почти три часа езды на автобусе, а потом еще пять километров пешком до реки, да еще по ней несколько километров, уходя от мест, посещаемых жителями местных деревень.
Примерно в 75 году, за год до окончания школы мне в руки попала книжка В.Я. Чудновского "Рыболову ленинградцу", в которой приводилось довольно много интересных рыболовных маршрутов.
Справочник не толстый, по тем временам достаточно интересный, потому что кроме общеизвестных озер давал рекомендации и по таким не очень популярным местам, как в том числе и эта речка.
Ключик к ней мы подбирали довольно долго. Мало того, что просто не хватало опыта общего, но еще и сказывалась специфика малой речки. Например любимая мной ловля в проводку, которую я уже неплохо освоил на Неве, там результата практически не давала, в силу того, что вся рыба концентрируется или на свалах, которые очень резкие, и по ним невозможно сделать проводку, или в омутах, где проводка или труднодоступна , или и вовсе не работает из-за обратного течения.
Правда почти сразу нашли рыбу, которая ловится без изысков - щука. Именно там мы начинали ловлю на жерлицы, и пока даже Ладога и Финляндия не превысили моих личных результатов на этой реке. Правда конечно время было совсем другое, и нагрузка на реку была не сопоставима с нынешней, когда без проблем на машине до реки можно доехать буквально за час.
Несколько старых фото, с "тогдашних" поездок, сделанных тогда и отсканированных сейчас моим другом Александром
Спиннинг Адмиралтейский, катушка ЛЭМЗ, блесна чаще всего Уралка...
Позже появились лодки, и на них уже добирались до места стоянки.
Про рыбалку
Первые поездки в основном ознаменовывались поимками плотвы и редких подлещиков, пока нам не встретился местный рыбак, показавший как ловить на полудонку. Позже я еще встретил название этого вида ловли "балалайка". Хотя сейчас название "балалайка" почти стопроцентно применяют к зимней удочке, помещающейся в ладони. Тогда же термин был применим к летней поплавочной удочке, у которой поплавок находился в подвесе над водой.
Глубина выставлялась несколько больше, чем требовалось для проводки, почти на всю длину удилища, скользящий груз, сквозь который проходит поводок с крючком. Груз лежит на дне и течением прижимается к бровке, удочка стоит на рогульках, по сути длина удочки -это дальность заброса. Леска вытянута параллельно берегу, поплавок чуть отягощает леску, создавая небольшой провис. Поклевка по натяжению поплавка видна очень хорошо. Кстати, возможно именно из-за специфических дерганий поплавка снасть и получила свое название.
И, саме главное, то условие, которое обеспечивает уловистость этой снасти, это наличие в паре метров выше по течению, кормушки, набитой макаронами.Самые простые "рожки", чуть ли не по 14 копеек за полукилограммовую пачку, наживка или опарыш, или разваренная перловка... И нас радовали и лещи, и плотва, а какие попадались язи...
Не скажу, что рыбалка всегда была стабильно успешной, конечно бывали и пролеты, но так или иначе поездки всегда были интересны.
А осень... За лодкой идут дорожкой два (а некоторые умудрялись распустить даже три) спиннинга, и на каждом повороте речки приходится матерясь отцепляться от травы, кувшинок, а то и распутывать спиннинги , приманки на которых решили дружить друг с другом а не с рыбой...
И никакого мотора, все на своих мозолистых от весел руках.
И поклевки щуки, азартные, злые, сильные. И ведь шнурков то практически не было.
А иногда, правда очень-очень редко, попадались окуни, килушные горбатые красавцы.
Правда это уже относится к тому времени, когда мы познакомились с джигом. И увы... окуни кончились быстро. Растет в речке окунь долго, а выловить его, как оказалось, довольно просто.
Сейчас Гороховка место проведения почти что ежегодного соревнования по спиннингу. Кубок открытия сезона, сразу после снятия весеннего запрета.
На удочку же ловит в ней не так много народу. В основном весной на ход плотвы приезжают в устье, или к мосту у деревни Дятлово, который в далекие уже 70-80-е был границей погранзоны.
Но рыбы в реке естественно стало меньше. В первую очередь даже не из-за прессинга на нее саму, а из-за оскудения озер из которых берут начало реки Александровка и Камышовка, от соединения которых и начинается Гороховка. Рыба в ней на 80% если не больше проходная, приходящая на лето, а зимой скатывающаяся в озера или в Выборгский залив, который тоже, как и озера, запрессингован браконьерами донельзя.
Про животных диких, полудиких, и вообще сущих зверей
Река Гороховка почти на всем своем протяжении протекает в лесном массиве. Точнее, так получилось, что деревни и поселки в основном расположены на одном берегу, вдоль дороги, а другой берег - лес, причем масив был раньше сплошной, почти все трицать с лишним километров до Выборга.
И конечно зверья там было всякого разного много.
Вспоминаю, как в одну из первых поездок , когда мы еще не освоились с постоянными местами, а изучали разные варианты подходов и стоянок, возвращаясь с рыбалки, мы с другом Вадиком решили срезать угол, и чуть заплутали. Вышли на луг, который правда оказался болотом, и пошли к стаду коров, надеясь спросить у пастуха дорогу. Правда внутри что то говорило о том, что в картинке есть нечто неправильное. Зачем стадо загонять в болото, да и пастуха что-то не видно. И только дойдя до"коров" на расстояние, когда их стало хорошо видно, нам резко расхотелось идти дальше, поскольку оказалось что это вовсе не коровы, а семья лосей, с лосятами... Пришлось очень стремительно отступать.
Доводилось видеть кабанов. Иногда , особенно ночами, зверье подходило к стоянке. Ночевали мы обычно без палаток, у костра, накрываясь полиэтиленом. Считается, что огонь останавливает и удерживает диких животных на расстоянии. Не могу это опровергнуть, к костру ни разу из лесу никто не выходил, а вот в кустах рядом со стоянкой иногда раздавались звуки , говорящие о том, что кто-то рядом со стоянкой ходит. Сейчас конечно смешно читать об этом, но иногда бывало проснешься ночью от ощущения чужого присутствия рядом, хлопнешь в ладоши, что б обозначить, что на стоянке есть живые, и тут же по кустам раздается топот убегающего зверя, который вовсе не горит задором встречи с человеком.
Часто летом слышалось мяуканье рыси.Точнее, это сейчас , насмотревшись каналов дискавери, да энимал планет, я понимаю, что эти ночные вопли это рысь. Тогда же мы просто считали, что орет какое-то непонятное зверье.
Кроме зверья дикого, на первых порах нам досаждали животные и вовсе по общим понятиям безобидные. Те самые коровы, с которыми мы перепутали лосей. Собственно основания для такой ошибки были достаточно весомые. Пойма реки, рядом с мостом была местом выпаса местного стада коров. И в первые поездки, когда мы еще не научились уходить за пять километров вглубь леса, коровы нам досаждали, прибредая к стоянке. Причем местные буренки довольно бесцеремонно обходились с вещами, не стесняясь в поиске вкусностей залезть в лагерь и провести инвентаризацию котлов. А уж оставить без присмотра хлеб и вовсе было недопустимой глупостью.
Еще одной напастью, доставившей огорчений больше чем полудикие коровы, или пробегающие ночью лосекабаны, были ондатры. Помню, как у меня сгрызли ночью бок и четырехкилограммовой щуки, причем бесцеремонно, не постеснявшись залезть на стоянку. И мы с тех пор или подвешивали рыбу и продукты, или убирали их в жесткие ведра с крышками, недосягаемые ни ондатрам, ни другим, мелким грызунам.
Но, самой большой бедой, не знающей никакой пощады ни к кому, были насекомые. Река протекает в болотистой местности, почти по всему берегу есть неширокая лесная полоса, а за ней болото, местами широкое, местами не очень, но так или иначе, обеспечивающее местность в изобилии комарами, слепнями и мошкой. Особенно в первой половине лета.
Помню случай, когда после перерыва в несколько лет, я отправился на Гороховку с приятелем, забыв об этой особенности и не взяв никакого репеллента-антикомарина. Пришли на стоянку поздно, в потемках развели костер, пока двигались было еще терпимо, но стоило улечься спать, как начались совершенно непереносимые атаки комаров. И, если обычно раздражает жужжание, то тут было впечатление, что они прокусывают всё. Как уже писал выше - спали мы без палаток, у костра. Внизу пенка , наверху - полиэтилен, чтоб не промокать- на теле куртка, от комаров - перчатки и шапка. И все же я не вытерпел и ушел в лодку, раз уж все равно не спать, то лучше на рыбалке, чем у костра.
Как ни странно, но на середине реки комаров оказалось поменьше, видимо холоднее, чем на берегу. А с первыми лучами Солнца и вовсе комары с реки ушли, и я спекся и устав от борьбы, задремал.
Проснулся. Припекало так, что мне было невыносимо жарко. Пристал к берегу, и придя к остаткам костра не обнаружил напарника. Зато был впечатлен картиной на полиэтилене. Это было эпическое кладбище комаров. Те, кто ездил в пионерлагеря, наверное помнят пионерскую байку, что "в аптеках за стакан сушеных комаров дают сто рублей". Так вот , если собрать комаров, подавленных и прилипших к полиэтиленовому покрывалу, то наверняка не составило бы труда проверить эту присказку, собрав даже не один стакан этого безусловно ценного ингридиента.
Но тем не менее, мысль о том, что комары съели Андрея была маловероятна, и я отправился на поиски. В результате был озадачен ребусом - кто притащил в лес "ваньку" (так мы называли в секции дзюдо чучело для бросков). "Ванька" был одет в Андрюхину куртку. Но руки-ноги были черные, как собственно у манекена, и круглое лицо без глаз и других индивидуальных черт, присущих человеку.
Правда на позывной "Андрей" чучело откликнулось, и оказалось, что черные ноги - это раскатанные болотные сапоги, черные руки - натянутые кожаные перчатки, а лицо - это заправленная под капюшон куртки панама-афганка, потому что Андрея под утро достали уже не комары, а слепни, и он нашел вот такой способ защиты от них.
Вот, кстати и фото Андрея в том прикиде, только панама штатно одета, а не на лице и под капюшоном.
Про грибы
Конечно, раз мы ездили туда все лето, то и грибные места вдоль речки тоже были нам известны. нельзя сказать, что это очень грибное место, но два фактора - удаленность от жилья, и большой лесной массив рядом , позволяли почти всегда кроме улова рыбного привозить домой и плоды тихой охоты. Причем, благодаря болоту, на границе с лесом всегда было влажно и даже в самый засушливый и не грибной год удавалось привезти домой корзинку подберезовиков. Не бог весть что конечно, но гарантированно.
И вот как-то в августе поехали с женой вдвоем. На стоянке у моста я остался накачивать лодку, а она пошла налегке вдоль реки , взяв корзинку "посмотреть грибы". Впрочем довольно быстро я ее догнал по воде, и мы некоторое время перекрикивались. Она увлеченно собирала грибы, а я пошел дальше оборудовать стоянку. Когда палатка была поставлена, и даже разведен костер, я призадумался о том, что жена то уже б должна подойти. Несколько раз крикнул - без ответа. Пошел навстречу, поскольку обогнать меня она точно не могла, да и не пройти мимо стоянки.
Дойдя до того самого места, где мы точно еще перекрикивались, я понял, что скорее всего она свернула в сторону от реки. Весь день небо было затянуто тучами, шел небольшой моросящий дождь, поэтому сориентироваться по Солнцу было невозможно, да и река делает подряд несколько поворотов, и увлекшись грибами запросто можно было отойти от нее в сторону.
Я конечно впал в легкую панику. Что делать? Искать ее в лесу (массив 10 километров в ширину и более 30 в длину) - нереально. Скорее можно заблудиться самому. У нее с собой ничего кроме корзинки и ножика. Напомню, что ни навигаторов, ни мобильников в ту пору не было.
Правда успокаивало одно, что все же не тайга, и лес, если уйти за болото, довольно часто рассекаем грунтовками, которые все выходят в конечном итоге на Выборгское шоссе, вопрос только в том - где.
Пару часов ожидания я провел, приготовив обед и чай. И все же решил хотя бы выйти к мосту, туда откуда стартовали. Хорошо то, что хорошо кончается. На полдороги встретил свою пропажу. С полной корзиной отборных грибов - красных, белых. Крюк, который она сделала вышел почти в тридцать километров. Правда лесом она прошла около десяти. Действительно отойдя от реки поняла, что заблудилась. Но вышла на лесную дорогу и пошла наугад. Как оказалось в противоположном от реки направлении. Но вышла на Выборгское шоссе причем , чем ближе к шоссе, тем чаще попадались грибники, с завистью глядящие на ее корзину. У шоссе было пусто. Она вышла к автобусу, приехавшему за грибами от какого-то предприятия. Да, в СССР так бывало, и на рыбалку и за грибами богатые предприятия возили своих сотрудников. Пассажиры автобуса уже собирались назад, и подвезли ее чуть чуть , ни много , ни мало - 10 километров, потом еще пять километров на попутке до моста, и снова по тому же пути, который уже прошла с утра.
Такое грибное путешествие.
Кстати, если кто то думает, что сейчас так заблудиться невозможно из-за обилия электронных девайсов, то увы...
Именно там два года назад я почти повторил этот заход, хоть с собой были и навигатор и смартфон с картами. Но это немного другая история... Может о ней расскажу в другой раз.
Как всегда спасибо дочитавшим.
Буду благодарен за комментарии и отметки "нравится"