Санечка, дочь сестры Г.А. Потемкина Елены, появилась при дворе в 18-летнем возрасте.
Императрица Екатерина весьма нежно к ней относилась и по этой причине, а так же потому, что Александра родилась в один год с великим князем Павлом Петровичем, возник слух о том, что на самом деле она являлась дочерью императрицы (от Сергея Салтыкова или от великого князя Петра Федоровича). Этот слух имел отношение к легендарной "подмене Павла" — будто бы вместо долгожданного мальчика-наследника у Екатерины родилась девочка (то есть Александра), и её подменили сыном служанки-чухонки, который в итоге и стал императором.
Графиня Браницкая оставалась лучшим другом Императрицы всю её жизнь. Пожалованная во фрейлины 10 Июля 1775 г., в камер-фрейлины "с пребогатым портретом" 24 Ноября 1777 г., она играла большую роль в жизни Потемкина, которого сама не переставала страстно любить, покинутая им. Выйдя замуж 12 Ноября 1781 г. за графа Ксаверия Петровича Браницкого и в тот же день назначенная статс-дамою, она сохранила свое помещение во дворце, где один стол её обходился Придворной конторе до 400 руб. в день.
Все племянницы Потёмкина, счастливо выданные замуж и ставшие матерями многочисленных семейств, боготворили и обожали дядюшку до конца жизни. Изнеженная и вечно полусонная Екатерина сменила сестру Александру на посту "официальной фаворитки", но именно Александра, отличаясь деятельным характером, на всю жизнь осталась другом и преданной помощницей светлейшего князя.
Императрица пользовалась ею и в политических целях, рассчитывая как на её ум, так и на положение мужа её, коронного гетмана Польского и русского генерал-аншефа; графиня сопутствовала мужу на Варшавский сейм 1791 г. и должна была своим очарованием содействовать привлечению короля Станислава-Августа на сторону Poccии.
Возведена в дамы Большого креста ордена Святой великомученицы Екатерины.
Узнав о болезни Потемкина, Браницкая, осенью 1791 г., выехала из Киева в Яссы, чтобы ухаживать за ним, и он скончался в дороге на её руках. На месте кончины его она поставила памятник в виде каменной колонны и заказала художнику Казанова картину, изображающую смерть Потемкина, известную в гравюре Скородумова. Унаследовав большую часть громадных маетностей князя Таврического, она учредила в память его Григорьевскую больницу в одном из своих имений и пожертвовала 200/т. руб. на выкуп должников из тюрьмы. В то же время она бережливостью и скопидомством много увеличила громадное состояние своего мужа, человека вдвое старше её по годам и не игравшего в доме никакой роли, и несколько раз спасала его от разорения. Впоследствии она сама не знала цифры своего состояния.
По смерти Екатерины II, гр. Браницкая большею частью проживала в своих поместьях, зимой в Белой Церкви, находившейся в то время еще за границей, а летом в отстоявшей в трех верстах оттуда, подаренной ей мужем усадьбе Александрия. В провинции она пользовалась необычайным почетом.
Почтеннейшие дамы подходили к её руке, а она, умная, добрая и совсем не гордая женщина, без всякого затруднения и преспокойно ее подавала им.
Любимым её занятием в Александрии, обращенной её стараниями в громадный парк, было лесоводство; страсть её к деревьям и забота о них доходили до того, что стволы многих из них обмывались водой с мылом.
Любимая и уважаемая при дворе, графиня Браницкая, овдовевшая в 1819 г., была два раза посещаема в Александрии Императором Александром, состояла в переписке с Императрицей Mарией Феодоровной и 1 Января 1824 г. была пожалована в обер-гофмейстерины. Скончалась она 15 Августа 1838 г., оставив двоих сыновей, Владислава, женатого на вдове Потоцкой, и Александра, умершего холостым, и трех дочерей, из них две старшие, Екатерина и София, были замужем за графами Потоцкими, а младшая, Елисавета, — за князем М. С. Воронцовым.
(материалы и фото: Награды императорской России 1702-1917, Википедия, Яндекс картинки)