Меня зовут Лена, я - автор статей, по образованию и призванию - логопед (дефектолог) и специальный психолог; пишу об уходе, воспитании и развитии детей от рождения до 7 лет. Если для вас актуальна эта тема - подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить важной и интересной информации :)
Не так давно на канале «Занимашки-Развивашки» вышла статья о рисуночном тесте «Моя семья», которая вызвала жаркие споры среди родителей (одни рассказали о своём опыте, другие выступили против подобных тестирований). Поскольку заинтересованных данной темой оказалось гораздо больше, расскажу о том, что должно и без проведения специальных тестирований насторожить в детских рисунках любого родителя!
1. Резкие изменения в рисунках.
Если раньше ваш малыш любил рисовать солнышко, цветочки и радугу, а теперь увлечён изображением злых людей или даже монстров (речь не о разовой акции), то на это стоит непременно обратить внимание. Возможно ребёнка что-то тревожит.
2. Выбор цветовой гаммы.
По нормам 2-3 летний ребенок выбирает яркие цвета карандашей/красок/фломастеров, в 3-4 года может предпочитать темные оттенки и даже - чёрный, в 5-6 старается использовать в изображениях предметов, явлений цвета, близкие к реальным (яблоко зелёное, а не розовое или фиолетовое), но огрехи ещё допустимы, а к 7-8 годам отображать реальные цвета знакомых предметов уже должен совершенно точно (если, конечно, это не проявление креативности).
Кстати, очень часто родителей пугает выбор чёрного цвета, НО черный цвет - это не всегда о негативе, он также относится к проявлению силы!
Вопрос выбора цветовой гаммы я хочу осветить в отдельной публикации. Подписывайте на канал, чтобы не пропустить статью.
3. Штриховка.
Если ребёнок начал заштриховывать изображённые им предметы, людей, да даже пространство между ними - это может говорить о том, что его что-то беспокоит (возможно в его жизни произошли некие изменения - смена группы в детском саду, конфликтные ситуации или он стал свидетелем ссоры между членами его семьи).
4. Странные изображения людей.
Если вы заметили, что, рисуя кого-то из знакомых людей, ребёнок его «калечит» (оставляет без частей тела, к примеру: без глаз, руки, ноги и др.), то, по всей видимости, существуют некие проблемы во взаимоотношениях с этим человеком. Если вы заметили, что у героев вашего юного художника переплетаются руки или на отдельных частях тела имеется что-то на подобии заплаток, то возможно у него болит это место.
Например, дети часто страдают болями роста и неосознанно проецируют это в своих рисунках.
5. Сцены насилия.
Возможно ребёнок увидел такое на экране телевизора или ему соседский мальчик рассказал ужасную историю, а, может, ребёнок таким способом выражает свои чувства (не путать с желаниями).
То есть если на рисунке он бьет младшего брата - это не означает, что сиё действо в его планах, но вас, как родителей, это должно, конечно же, насторожить. Прежде всего стоит задать вопрос себе - почему? Чего не хватает чаду?
6. Шипы, иглы и другие колюще-режущие.
Это либо проявление агрессивности, либо напротив - защитная реакция на неё.
В любом случае ориентироваться на один рисунок и делать какие-либо выводы по нему - большая ошибка. Ещё бОльшая - не придавать им совершенно никакого значения.
Как детский психолог хочу дать некоторое напутствие родителям, чего не стоит делать точно:
- ругать за рисунок (даже если нарисована голая женщина и это сильно задело вашу тонкую душевную организацию)
- не обсуждать рисунки (в особенности, когда ребёнок Вам их сам демонстрирует!), задавайте наводящие вопросы, но не отвечайте за него («Рассказывай, кого нарисовал! Как его зовут? А это у него что? Его кто-то обидел? А почему он злится?»).
- не реагировать (если вы чувствуете, что в рисунках малыша некую тревогу, несмотря на то, что формально - рисунок «хороший», постарейтесь разобраться, так ли это, если да - чем она вызвана и постарайтесь устранить её причины).
- не обращаться к детскому психологу (если же ребёнка очевидно что-то беспокоит/пугает, рисунки наполнены агрессией, то не откладывайте поход к психологу в долгий ящик!).
Если понравилась статья, нажмите «палец вверх». БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
А вы обсуждаете с детьми их рисунки?
Это интересно: