Это третья часть моего проекта, посвященного лучшим советским фильмам (на мой вкус). В сегодняшнем обзоре я вспомню шесть замечательных кинокартин из 50-х
8. "Весна" (1947), режиссёр Григорий Александров
Из всех фильмов Александрова этот мне пришелся по душе больше всего. Любовь Орлова здесь великолепна, более того - играя две роли, она создает два образа, не похожих друг на друга. Однако Орлова - это только часть удачи картины, вторая составляющая успеха - Фаина Раневская (и сама по себе, и в дуэте с Орловой, и - особенно - в дуэте с Ростиславом Пляттом). Не забудем и чудесную Рину Зелёную с её незабываемым "такие губы сейчас не носят" )
Фильм при этом глубже, чем просто музыкальная комедия, так как в нём поднимается вопрос о глупых стереотипах и достоверности образов на экране.
В 1947 году Григорий Александров получил награду Венецианского фестиваля - за оригинальный сюжет и режиссуру фильма "Весна".
9. "Большая семья" (1954), режиссёр Иосиф Хейфиц
Я рискую завалить обзор прилагательными в превосходной степени, но я же в рамках проекта "125 лет кинематографу" собрал только то, что считаю лучшим, а потому... представляю еще один прекрасный фильм - экранизацию романа Всеволода Кочетова "Журбины".
Всенепременно отмечу, что в 1955 году "Большая семья" удостоилась в Каннах довольно нестандартной премии - "За лучший актерский состав" (и всем 16 исполнителям основных ролей были вручены призы). Я очень хорошо понимаю организаторов кинофестиваля, так как актерский ансамбль необыкновенно хорош, и выделить кого-то одного невозможно.
Я не пишу в этом обзоре подробнее, так как есть отдельная статья, и, если вы (внезапно!) не видели или подзабыли о чем фильм, то кликните на синюю ссылку в подзаголовке. А лучше - сразу идти на ютуб и смотреть )
10. "В добрый час!" (1956), режиссёр Виктор Эйсымонт
Экранизация пьесы Виктора Розова с Леонидом Харитоновым в главной роли. Фильм нестареющий, так как проблемы, поднятые в нём, характерны и для современности: выбор пути молодыми людьми, поиск призвания, борьба между желание упростить себе жизнь и поступить честно.
Зритель знакомится с ребятами, имеющими разные характеры и установки - вот деревенский парень Алексей, для которого всё в жизни понятно; вот профессорский сынок Вадим, высокомерный и уверенный в том, что папа откроет для него волшебную дверцу в обход правил. Вот начинающий актер Аркадий, уже закончивший обучение, но мучающийся от неуверенности в правильности своего выбора. Вот Маша, его невеста, бывшая пианистка, которая была вынуждена отказаться от музыки из-за травмы руки.
А вот главный герой, Андрей Аверин, который ни рыба, ни мясо. Он еще ничего для себя не выбрал (да и не мог выбрать, ведь до сих пор жил по указке мамы), но он жадно прислушивается ко всем окружающим людям, вбирает в себя их убеждения, пытается понять - что важно для него самого, кто из товарищей прав, а кто - "поросячий хвостик".
И очень важно в момент таких колебаний узнать несколько точек зрения, сравнить их, выбрать то, что тебе близко - чтоб потом не раскаиваться.
11. "Разные судьбы" (1956), режиссёр Леонид Луков
Леонид Луков продолжает тему выбора пути молодыми людьми, но не останавливается в точке выбора, а прослеживает судьбы героев и после окончания учебы.
Герои разные, как и их судьбы, - одни идут прямым путем, другие совершают ошибки и мучаются от этого. Однако и сами герои, и сюжетные перипетии, происходящие с ними, - это лишь часть масштабного (не побоюсь этого слова) полотна Лукова.
Здесь важен масштаб, да, - масштаб судеб и характеров, которых гораздо больше, чем главных героев. Действие происходит и в Ленинграде, и в далёком уральском промышленном городе. Перед зрителем открываются самые разные люди - от простых работяг до ленинградского "бомонда". И везде, в любой среде, в любом социальном слое есть как творческие умницы, так и нахрапистые рвачи, главное - научиться разбираться в людях до того, как кто-то попытается поломать тебе судьбу...
И романс Рощина, конечно.
12. "Дом, в котором я живу"(1957), режиссёры Лев Кулиджанов, Яков Сегель
30-е годы, Москва строится, люди переезжают из бараков в новые квартиры. В центре внимания авторов фильма "Дом, в котором я живу" - несколько семей, поселившихся в одном доме.
Давыдовы - родители и трое детей, младший из которых, Серёжа (Владимир Земляникин) станет главным героем этой истории. Волынские - в дочь которых, Галю (Жанна Болотова), Сергей влюбится еще и в детстве и пронесет это чувство через годы.
Каширины - муж Дмитрий (Михаил Ульянов) и жена Лида (Нинель Мышкова), самая сложная пара из всех. Он - геолог, постоянно в разъездах. Она постоянно ждёт, в том числе - ждёт, когда муж выполнит обещание и перестанет уезжать.
Жизнь идет своим чередом, кто-то женится, у кого-то рождаются дети, кто-то ищет себя и мечтает о большой жизни, о важном деле. Но все мечты и планы перечеркивает война...
В 1958-м году фильм "Дом, в котором я живу" получил на Всемирной выставке в Брюсселе премию "За лучшую постановку", а режиссеры Кулиджанов и Сегель удостоились премии Генерального комиссариата секции ООН.
13. "Жестокость" (1959), режиссёр Владимир Скуйбин
А вот "Жестокость" никаких премий не получила, да и в целом фильм подвергся суровой критике, поскольку показ самоубийства героя (да еще и комсомольца!) был совершенно немыслимым. Но в этом Владимир Скуйбин, экранизируя повесть Павла Нилина, ни на йоту не отступил от первоисточника, хотя ему и пришлось ради выхода картины на экран дополнить историю еще одним поводом для суицида героя, ибо истинная причина слишком неудобна и горька.
Владимир Скуйбин умер от тяжелой болезни всего лишь в 34 года, и это действительно невосполнимая потеря для отечественного кинематографа, так как он - настоящий талант. Как жалко, что его жизнь оборвалась на взлете...
Действие происходит в 20-х годах, в Сибири. Герой фильма "Жестокость" - Венька Малышев (Георгия Юматов), начальник угрозыска небольшого сибирского городка. Венька очень юн, максималистичен, но не по годам мудр, а главное - наделен совестью, нетерпимой ко лжи.
Малышев считает, что нельзя жить, если существует ложь, и он отчаянно борется не только с бандитами, но и с любой неправдой. Для него Советская власть и ложь - несовместимы, он остро воспринимает несправедливость, а еще он верит в то, что, что не все участники банды, которую ищет Угрозыск, преступники, что среди них есть и заблудившиеся люди, из которых можно сделать сторонников Советской власти.
Фильм Скуйбина очень необычен и по стилистике, и по поднимаемым проблемам, и по способам решения этих проблем. Он жёсткий и реалистичный, правдивый, как сам Венька. Не просто так роль Малышева была любимой у Юматова...
И еще я просто уверен, что Герман, снимая "Мой друг Иван Лапшин", кое-что подглядел у Скуйбина...
Продолжение следует
Полное оглавление 125 советских фильмов
А также
Лучшие фантастические фильмы (часть 1 - Полёты на Луну в ранних фильмах)
Хорошие постсоветские фильмы (часть 1: 92-93 гг)