Найти тему

Учитель должен любить детей?

Альбомы, сделанные учениками
Альбомы, сделанные учениками

Мама работала учительницей по русскому языку и литературе в старших классах в школе-интернате для умственно отсталых. В свое время она закончила дефектологический факультет и сразу же пришла в школу. Еще участь в институте работала там пионервожатой, после окончания стала работать учительницей. Моего брата родила в день рождения пионерской организации – 19 мая, меня родила в день рождения комсомольской организации – 29 октября. А ушла из жизни 7 ноября. Раньше 7 ноября был большим праздником Великой Октябрьской Социалистической революции. «День 7 ноября, красный день календаря! Посмотри в свое окно – все на улице красно!- так писал Самуил Маршак и все от мала до велика знали эти стихи!» Ушла из жизни в тот год, когда впервые 7 ноября перестал быть и праздником октября и днем примирения, а стал обычным днем – и тогда в этот день она и ушла из жизни – верная своим идеалам, долгу, любви к тому что делала и чем гордилась всю свою жизнь.

Она очень любила свою профессию. За отношение к своей работе ее наградили значком Отличника. Грамоты. Но самое главное для нее было – это любовь и благодарность своих учеников. Иногда я просто поражалась ее энергии. Она полностью отдавалась своей профессии.

Я очень хорошо помню ее классы, многих ее учеников. Сначала это была просто вспомогательная школа № 77 г. Москвы. И после уроков дети уходили домой. И на мой взгляд, да и моей мамы они не были умственно отсталыми детьми. "Слабенькими" были дети процентов примерно на 10. Причем с годами этот показатель возрастал. Часто это были дети из неблагополучных семей, которые «запустили учебу» и отстали от школьной программы, иногда больные эпилепсией. Если кто-то не знает, то это психоневрологическое заболевание и у этих людей бывают припадки, при которых им нужна помощь близких. Иногда с синдромом Дауна. Но это редко. И больные эпилепсией и с синдромом Дауна, как правило, были надомниками, но при этом посещали и школу, потому что очень хотели и им там нравилось. Просто "умственно отсталых" в семидесятых годах в ее классах я не помню. Они стали появляться позже. Уже когда мама перешла работать в школу интернат № 8 г. Москвы.

Особенно мне врезался в память один ее класс - 7 "Б" в 1968 году. Сначала с ними маме было очень трудно, а потом она стала ходить с ними в походы по местам боевой славы, на природу и класс изменился. Один раз все дружно принесли в класс засохшую большую березу, поставили ее в угол. Сделали на ней из бумаги листочки и навешивали на это дерево большие карточки, которые также делали все вместе из ватмана по правилам русского языка. Например -ЖИ,-ШИ пиши с буквы И! Писали дети эти карточки гуашью, печатными буквами и лучшие карточки вешали на дерево!

Так класс сдружился, некоторые повлюблялись друг в друга, стали учиться лучше, я бы сказала, что некоторые из них перегнали по развитию детей в «нормальных» школах. Иногда у меня возникало такое чувство, что их сюда в семидесятых отправляли из «нормальных» школ, так как не могли с ними справиться и найти с ними общий язык – ведь все они из трудных семей, где часто родители пили, были судимы и было им не до своих детей. Было в те времена в «нормальных» школах в классе по 30-35 человек, да иногда еще в 2 смены учились. Не хватало школ. А так определили в другую школу, навесили ярлык «умственно отсталый» и забыли. В этой школе было в классе по 15-20 человек и учителю легче было подобрать ключик к каждому.

Все плакаты в зале ко Дню Недели Детской книги в 1968 году, оформление сцены делал Н.Михальченко ученик 7 класса "Б"
Все плакаты в зале ко Дню Недели Детской книги в 1968 году, оформление сцены делал Н.Михальченко ученик 7 класса "Б"

Так вот, помимо походов, мама решила ставить с ними спектакли в школьном актовом зале. Вы не поверите, но такого я не видела в «нормальных школах». Особенно мне запомнился спектакль в рамках недели детской книги по рассказу Максима Горького «Макар Чудра». Декорации ребята делали сами, костюмы делали сами, кто-что мог нес из домов, находили на улице, просто потрясающе у них все это получилось. Все делали дружно. А парень, игравший Лойко Зобара был влюблен в девочку, игравшую Радду. Оба красивые, любовь на лицах, играли как про себя! Читали четко, ясно, глаза горели. А как зажигательно танцевали! Как будто были цыганами! Танцевали по очереди – сольно. Он – жарко, стремительно, быстро, выбивая четкий ритм танца своими каблуками на сапогах. Периодически похлопывал руками, хлопая о грудь, бедра, голень, приподнятые сапоги.

Фото сцен из спектакля "Макар Чудра" М.Горький
Фото сцен из спектакля "Макар Чудра" М.Горький

Она – красивая была, с длинными черными волосами, в длинной цветастой юбке (сама сшила из лоскутков – их ей дала учительница кройки и шитья). Движения ее были независимые и стремительные, но мягкие, а плечами как она работала! Выбивала дробь ногами при работе плеч и прямой осанке головы. Руки ее дополняли танец и, казалось, что она слилась с этой ролью. Она тренировалась очень долго, чтобы вот так станцевать! После уроков, одна. Иногда под музыку, иногда без нее. Видимо. Музыка уже была у нее в голове. И ей очень нравилась сцена. Она вся раскрепостилась и расцвела, стала красавицей, гордой, своенравной и непокорной Раддой.

У меня до сих пор стоит перед глазами этот спектакль, их костюмы, их завораживающая игра! А потом они писали сочинения о том как прошла неделя детской книги и что им понравилось.

Лучшие сочинения детей о прошедшей неделе Детской книги
Лучшие сочинения детей о прошедшей неделе Детской книги

Как же можно было этих детей назвать умственно отсталыми! Действительно им нужна была любовь учителя, друзья, коллектив.

Поход в Подольск
Поход в Подольск

Потом они окончили школу, практически все женились и вышли замуж. У всех появились дети – причем все дети были нормальными и учились потом в нормальных школах, которые и закончили. Кроме дауна, он был очень хорошим, женился на слабенькой – действительно умственно отсталой, но очень доброй девочке. Они понимали, что детей у них быть не должно. Он был из очень хорошей воспитанной семьи, старшая сестра была доктором наук, а вот у него при зачатии по неизвестным причинам произошел генетический сбой. В те годы синдром Дауна считался проблемой для медицины и таких детей определяли в школы для умственно отсталых детей. Сейчас же ситуация изменилась и к ним относятся, как к обычным детям, учитывая их особенности. После школы они были трудоустроены и работали на кондитерской фабрике. Приходили к маме в гости, поздравляли с праздниками. Звонили и приходили и другие дети.

После смерти мамы остались альбомы, которые они всем классом делали после каждого похода. В походах они фотографировали друг друга, на огне в котелке варили еду, играли в футбол, бадминтон.

Ходили в походы по патриотическим местам, воспитывался патриотизм
Ходили в походы по патриотическим местам, воспитывался патриотизм

Раньше фотографировали на черно-белую пленку. Потом покупали фиксаж, проявитель, фотобумагу, замачивали в поддонах с водой и реагентами. Для проявки и печатания вместе закрывались в темных комнатах, (как правило в ванной) со специальными веревками, на которых потом с помощью прищепок развешивали фотографии. И это тоже всех объединяло. А потом кто-то стучался в ванную со словами: «Вы долго еще там?» А там готовы были сидеть долго. Потому что, печатая фото, все говорили – вот эту еще мне фотокарточку напечатай, и эту, и эту…

В походах были конкурсы кто быстрее поставит палатку, кто лучше разжигает костер, кто вкуснее приготовит обед
В походах были конкурсы кто быстрее поставит палатку, кто лучше разжигает костер, кто вкуснее приготовит обед

Пересматривая эти альбомы, я вспоминаю маму, ее отношение к работе, ее классы, ее детей. Она их так и называла – мои дети. Наверное поэтому, они выравнивались, и из запушенных, обделенных родителями и обществом любовью детей превращались в полноценных членов общества. Любовь это главное в жизни и она творит чудеса!

Пишите своё мнение в комментариях!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!