Найти тему
minibanda

Заблуждения о левшах

Если верить статистике, то в настоящее время в начальной школе число леворуких детей составляет 15-23%.В то же время количество взрослых левшей не превышает 5,5%. Получается, что за последние 20 лет, количество левшей выросло в 4 раза. Может быть левшество особый вид акселерации?


  На самом деле объясняется этот феномен просто: еще 20 лет назад всех леворуких детей принудительно делали праворукими. Сейчас же сознание психологов и педагогов «перевернулось», и наконец-то и в нашей стране поняли, что левшество это не недостаток, с которым надо бороться, не блажь и не прихоть, это индивидуальная особенность ребенка, точно такая же, как характер и темперамент, форма и размер носа, и менять это качество никто не в праве. За границей, кстати, давно пришли к такому выводу, там не только не переучивают леворуких детей, но и создают для левшей все условия комфортного проживания.И уж, коль почти четверть детей составляют левши, думается, пришло время поговорить о них. Понять, что же это за люди такие особенные. Давайте разберемся в этом вместе. 

  Несколько распространенных заблуждений, касающихся леворуких детей. 

  Заблуждение первое.
Левшество - это порок развития, с которым можно и нужно бороться.

«Мне не нужен внук левша». Именно такую фразу я вычитала как-то на одном Интернет-сайте. И если родители в настоящее время худо-бедно поняли, что леворукость это не недостаток, то переубедить старшее поколение весьма проблематично. В русских сказках, если пойдешь налево, то с тобой непременно случиться какая-нибудь неприятность: или сам голову сложишь или коня потеряешь. Да и вообще идиома «пойти налево» означает измену, предательство. 

  К сожалению, и в настоящее время бытует представление о том, что левши - люди с более низкими умственными способностями. Вызвано это тем, что на самом деле среди умственно отсталых детей большой процент леворуких. При этом, в людском сознание одно является следствием другого - умственно отсталый, потому что левша. Однако наоборот эти две характеристики являются следствием одной и той же причины - паталогии развития мозга. Т.е. зачастую леворукость сопутствует отставанию в развитии, но никак не является его предпосылкой. Т.е. в остальных случаях, когда леворукость является не следствием паталогии развития мозга, а является, к примеру, наследственной характеристикой или вызвана какими-то другими причинами, у левшей могут быть блестящие способности. 

  И вот тут мы вплотную подошли к
Заблуждению второму.Все левши - гениальные люди. Люди с ярко выраженными творческими способностями.

  К сожалению, в настоящее время нет достоверных данных, подтверждающих эту теорию. Да, действительно, среди левшей немало не только способных, творчески одаренных, но и гениальных людей. Однако гениальных правшей ничуть не меньше.  

  Третье заблуждение:
Левши зеркальны правшам.

  Истоки этого заблуждения лежат в природе происхождения левшество. Дело в том, что у праворуких людей «ведущим» является левое полушарие мозга, а леворуких - правое. Так как каждое из этих полушарий имеет свои особенности, то именно эти особенности и приписываются левшам или правшам. Известно, что левое полушарие специализировано в основном на вербально-символических функциях, а правое - на пространственно-синтетических. Левое полушарие более точно, более аналитично, более линейно и более грамотно в восприятии и манипулировании внешним миром. Правое полушарие более геометрично и больше участвует в создании «общей картины». Однако ошибочно приписывать левшам функции правого полушария, равно как правшам функции левого. И у тех, и у других «работают» оба полушария и каждое из них выполняет положенные ему задачи. Поэтому говорить о том, кто более творческий левша или правша, у кого больше развиты аналитические и математические способности - у праворуких или леворуких людей пока преждевременно. Достоверных сведений для подтверждения той или иной теории пока не имеется. 

  И отсюда вытекает последнее
Четвертое заблуждение:Между левшами и правшами нет никакой разницы. 

  Мы все разные, все характеристики  и классификации весьма условны. Никому не придет в голову говорить о том, что способности у всех праворуких детей одинаковы. Те же самое касается и левшей. Среди них есть одаренные дети, и не очень, легко и трудно обучаемые, замкнутые и открытые, темпераментные и нет. Но всех их объединяет одно: они постоянно подвержены так называемому «давлению праворукой среды. Отсюда и проблемы, которые часто приписывают левшеству как таковому. Ребенок возбужден, тревожен, неуклюж. Все это педагоги и родители связывают с его леворукостью. Однако, вполне возможно, что  это как раз является следствием того, что он ощущает себя не таким как все, что ему постоянно указывают на его так называемый недостаток. Или напротив родители не придают никакого значения его особенности и требуют от него того же, что и от правши, в то время как ему нереально трудно, скажем, вырезать «праворукими» ножницами или писать слева направо. Безусловно, левши - особенные дети, к которым требуется свой подход, более чуткое отношение и терпимость.

  Левшество - не недостаток, и все же в обучении левшей, в подготовке их к школе имеются свои особенности.  Благо, сейчас очень много специальной литературы, помогающей в этом. Появились специальные прописи, методические пособия для леворуких деток. Нетрудно найти в продаже ножницы, ручки, компьютерные мышки и т.п. приспособления для левшей. Родителям следует лишь проявить чуткость, терпение и внимание к своим таким особенным деткам, и вознаграждение со стороны ребенка не заставит себя ждать.