Найти тему
PROG ISLAND

Prog Island: The TRAFFIC Story, Part 7: "The Low Spark Of High Heeled Boys" (1971)

The TRAFFIC Story, Part 7

The Low Spark Of High Heeled Boys (LP) – Nov. 1971 (Island Records ILPS-9180, UK)

Hidden Treasure (Winwood, Capaldi) (4:16)/The Low Spark Of High-Heeled Boys (Winwood, Capaldi) (12:10)/Rock & Roll Stew (Grech, Gordon) (4:29)/Many A Mile To Freedom (Winwood, Capaldi) (7:12)/Light Up Or Leave Me Alone (Capaldi) (4:53)/Rainmaker (Winwood, Capaldi) (7:39)

Total Time: 40:39

Steve Winwood - piano, organ, guitar, vocals, producer/Rick Grech - violin, bass/Chris Wood - flute, saxophone/Jim Gordon – drums/Jim Capaldi - percussion, lead & backing vocals/Reebop Kwaku Baah - percussion

With Mike Kellie – drums

Produced by Steve Winwood

Recorded at Island Studios, London

Engineer: Brian Humphries

После успеха John Barleycorn Must Die, альбома, который начинался как сольный проект Стива Уинвуда, но благодаря участию Джима Капальди и Криса Вуда превратился в настоящий полноценный альбом TRAFFIC, группа решила расширить свой состав для следующей студийной записи. Это принесло дополнительную энергию и новые идеи и позволило избавиться от ограничений, с которыми они столкнулись, имея только трех человек в группе. С добавлением Рика Греча на бас-гитаре, Джима Гордона на барабанах и Рибоп Кваки Баа на конгах TRAFFIC стали намного более напористыми в музыкальном плане, что позволило им погрузиться в неизведанные области фолк-джаз-рока, в которые мало кто осмеливался забредать до них, по крайней мере, тогда, в 1971 году.

Альбом безмятежно начинается с плавных гармоний, акустических гитар и уверенного голоса Стива, исполняющего “Hidden Treasure”, песню, которая предлагает слушателю сбавить темп, прислушаться к себе, своей душе и погрузиться в свой внутренний мир. Сдержанный ритм идеально подходит для воздушной флейты Вуда, а пронизывающая атмосфера создает тот самый харизматичный климат TRAFFIC, удобный и комфортный, как старый диван. Но то, что следует дальше, может быть претендует на звание их лучшего достижения. “The Low Spark Of High-Heeled Boys” медленно нарастает, как будто группа путешествует в старой цыганской повозке, постепенно приближаясь к слушателю, буквально гипнотизируя его размеренным темпом композиции. Название альбома и песни родилось после творческого общения Джима Капальди с американским актером Майклом Дж. Поллардом. Они находились тогда в Марокко и сочиняли сюжет для фильма, который в итоге никогда не был снят. Как вспоминал Капальди: “Я и Поллард сидели целыми днями и сочиняли тексты, беседуя о Бобе Дилане и THE BAND, выдумывая забавные эпизоды для фильма. Перед моим отъездом из Марокко, Поллард написал в моей записной книжке: “The Low Spark of High Heeled Boys” (На русский перевести фразу довольно трудновато. Может быть “Легкий проблеск парней на высоких каблуках”. Кроме того, “Low Spark” может быть сказано в пику выражению “Bright Spark”, употребляемому по отношению к занудным, пустым людям.) Для меня, в этом был весь он. У него был такой обалденный бунтарский подход ко всему. Он ходил в ковбойских ботинках и носил кожаную куртку. В то время он выглядел очень круто. Он воплощал в себе всех людей того бунтарского поколения. “Low Spark” для меня означало “дух”, “высокий дух”.” Фирменный голос Уинвуда и его фортепианные кружева, как всегда, безукоризненны; бас Греча и барабаны, конги и перкуссия создают прекрасную подложку, не выпячиваясь и не перетягивая одеяло на себя; и вишенка на этом торте – саксофон Криса Вуда, как без украшений, так и с добавлением эффекта искажения, завораживает и вдохновляет. Это не столько обычный джаз-рок-номер, сколько СИЛА, от которой волосы встают дыбом.

Греч и Гордон написали “Rock& Roll Stew”, ритмичную мелодию, о жизни в дороге, и в то время она получила немало трансляций на FM-радио. Следующая песня с оттенком госпела “Many A Mile To Freedom”, и это достаточно хорошая песня, но я думаю, что если бы Стив сыграл в ней одно из своих умопомрачительных соло на органе Хаммонда вместо очередного не очень запоминающегося соло на гитаре, он мог бы отправить эту вещь в стратосферу. По крайней мере, во время финального джема мы слышим долгожданную флейту от Криса. “Rainmaker” - последняя песня, и она превосходна. С его мрачным, навязчивым напевом хора в ней рассказывается простая история о фермере, молящем о том, чтобы Всевышний ниспослал дождь на его иссушенное солнцем поле и наполнил жизнью умирающий урожай, и каждый сможет найти в этом аллегорию на свои проблемы. Вуд добавляет подобающую флейту, а Греч горькую скрипичную нотку, прежде чем они резко переключают передачи и уносятся в фанковом вихре импровизациии.

The Low Spark of High-Heeled Boys – настоящий столп классического рока, и сейчас уже достаточно тяжело осознавать, насколько этот альбом опередил свое время. На музыкальном пейзаже начала семидесятых не было ничего отдаленно похожего на него (не говоря уже о новаторском искусстве и странной геометрической форме обложки LP), и покупатели пластинок стекались к нему толпами, в конечном итоге подняв его на 7 строчку в чартах. TRAFFIC удалось создать свою собственную нишу в бизнесе, и это позволило им следовать за своей музой, куда бы она их ни вела. Этот альбом может и не шедевр, но, безусловно, является более чем достаточной причиной, чтобы включить его в вашу коллекцию.

Александр Ковтун (© ProgIsland, СПб, январь 2021)