Толкование Корана преданиями
Данный вид тафсира является наилучшим видом тафсира. Этот вид тафсира делится на четыре основные категории, которым обязательно следовать по очередности при толковании коранических текстов:
- Тафсир Кораном
- Тафсир Сунной
- Тафсир толкованием сподвижников
- Тафсир толкованием таби’инов.
1. Тафсир Корана Кораном — это когда одни коранические аяты растолковываются другими.
Так, например, Всевышний Аллах говорит:
﴿والسماء والطارق ، وما أدراك ما الطارق ، النجم الثاقب﴾
“Клянусь небом и ночным путником! Откуда ты мог знать, что такое ночной путник? Это — звезда пронизывающая небеса своим светом”.
Коран, 86:1-3
Таким образом, Всевышний Аллах сам поведал нам, что означает “ночной путник” в данном аяте.
Также Всевышний Аллах говорит:
﴿الذين آمنوا ولم يلبسوا إيمانهم بظلم أولئك لهم الأمن وهم مهتدون﴾
“Те, которые уверовали и не облекли свою веру в несправедливость, пребывают в безопасности, и они следуют прямым путем”.
Коран, 6:82
Пророк (мир ему и благословение) поведал нам, что “несправедливость” в данном аяте означает многобожие, и растолковывается следующим аятом:
﴿إن الشرك لظلم عظيم﴾
“Многобожие является великой несправедливостью”.
Коран, 31:13
Бухари и Муслим передали в своих сборниках, что когда Всевышний Аллах низвел “Те, которые уверовали и не облекли свою веру в несправедливость, пребывают в безопасности, и они следуют прямым путем”, мусульмане впали в отчаяние и сказали: «О посланник Аллаха, разве есть среди нас такой, который не поступал бы в отношении себя несправедливо?!»
На это Пророк (мир ему и благословение) ответил: “Это не то, что вы думаете. Речь здесь идет о многобожии. Разве вы не слышали, как Лукман сказал своему сыну, увещевая его:
﴿وَإِذْ قَالَ لُقْمَانُ لِابْنِهِ وَهُوَ يَعِظُهُ يَا بُنَيَّ لَا تُشْرِكْ بِاللَّهِ ۖ إِنَّ الشِّرْكَ لَظُلْمٌ عَظِيمٌ﴾
«Вот Лукман сказал своему сыну, наставляя его: “О сын мой! Не приобщай к Аллаху сотоварищей, ибо многобожие является великой несправедливостью”».
Коран, 31:13
Однако, как узнать, какой аят является толкованием другого аята? Это можно узнать посредством двух путей: либо посредством откровения (посредством Корана и Сунны), как это имело место с двумя примерами, которые мы рассмотрели; либо посредством суждения толкователя. В первом случае толкование обязательно принимать, и не дозволено толковать аяты иным образом. Во втором случае толкование является результатом суждения (иджтихада) толкователя, и поэтому может быть отвергнуто.
2. Тафсир Корана Сунной
В данном случае тафсир аята делает сам Пророк (мир ему и благословение), и поэтому не дозволено толковать аят иным образом. Ведь Пророк (мир ему и благословение) и Сунна в целом являются толкованием Корана. Всевышний Аллах сказал:
﴿وأنزلنا إليك الذكر لتبين للناس ما نزل إليهم﴾
“А тебе Мы ниспослали Напоминание для того, чтобы ты разъяснил людям то, что им ниспослано”.
Коран, 16:44
Всевышний Аллах ниспослал Коран как общее назидание и ниспослал Сунну как подробное толкование этому назиданию. Поэтому имам аль-Ауза’и (88-157 г.х) говорил: “Коран нуждается в Сунне больше, чем Сунна в Коране”
Таким образом, Сунна является таким же откровением от Аллаха, как и Коран. Всевышний Аллах говорит:
﴿ما ينطق عن الهوى ، إن هو إلا وحي يوحى﴾
“Он (Пророк) не говорит по прихоти. Это — всего лишь внушаемое ему откровение”.
Коран, 53:3-4
Также Пророк (мир ему и благословение) сказал касательно Сунны: “Воистину, мне был дан Коран и вместе с ним нечто, подобное ему” .
Примеров данного вида толкования Корана огромное множество. Ограничимся только одним примером. Всевышний Аллах говорит:
﴿للذين أحسنوا الحسنى وزيادة﴾
“Тем, которые творили добро, уготовано Наилучшее (рай) и добавка”.
Коран, 10:26
Пророк (мир ему и благословение) растолковал “добавка” как лицезрение Лика Всевышнего Аллаха. В длинном хадисе, который передал имам Муслим от Сухайба ибн Синана, Пророк (мир ему и благословение) говорит: «Когда заслужившие рай войдут в него, Всевышний Аллах скажет им: “Хотите ли вы чего-либо вдобавок к тем милостям, которыми вы были одарены?”, на что они ответят: “Воистину, Ты сделал наши лица белыми, введя нас в райские сады и защитив нас от адского огня, — разве может быть что-либо лучше этой награды?”. Тогда раскроется покрывало, и ни одно данное им благо и наслаждение в раю не будет им любимее, чем лицезреть своего Господа». Затем посланник Аллаха зачитал следующий аят:
﴿لِلَّذِينَ أَحْسَنُوا الْحُسْنَىٰ وَزِيَادَةٌ﴾
«Тем, которые творили добро, уготовано Наилучшее (Рай) и добавка».
Коран, 10:26
Тафсир Корана Сунной осуществляется различными путями:
А) Обуславливает абсолютные положения Корана (такйид аль-мутляк)
Всевышний Аллах говорит:
﴿يوصيكم الله في أولادكم ۖ للذكر مثل حظ الأنثيين﴾
“Аллах заповедует вам относительно ваших детей: мужчине достается доля, равная доле двух женщин…”.
Коран, 4:11
Данное положение в Коране является общим в вопросе наследства и охватывает всех родителей и детей без исключения. Однако, Сунна указывает на частный случай из этого положения, а именно на то, что данный аят не относится к родителям и детям, если одни из них являются неверующими.
Пророк (мир ему и благословение) сказал: “Верующий не наследует у неверующего, и неверующий не наследует у верующего”
Б) Конкретизирует общие положения Корана (тахсыс аль-умум)
Всевышний Аллах говорит:
﴿والسارق والسارقة فاقطعوا أيديهما﴾
“Вору и воровке отсекайте руки”.
Коран, 5:38
Данный аят указывает на два общих положения:
Первое: любому вору, вне зависимости от размера воровства, следует отсекать руки.
Второе: отсекать стоит всю руку, начиная с плеча.
Однако, Сунна конкретизирует этот аят и указывает на то, что если сворованное имущество меньше четверти динара (один динар равен 4,25 грамм золота), то данное наказание не применяется к вору. Пророк (мир ему и благословение) сказал: “Рука вора отсекается, если сворованное равно или превышает четверть динара”
Также Сунна конкретизирует данный аят и указывает на то, что отсекается рука лишь с запястья.
В) Разъясняет общие положения Корана (тафсыль аль-муджмаль)
Так, например, Всевышний Аллах говорит во множестве аятов:
﴿وَأَقِيمُوا الصَّلَاةَ﴾
“Совершайте намаз”.
Коран, 2:43
Однако, как следует совершать намаз, каковы его условия, в какие времена и сколько раз в день его следует совершать, мы можем узнать только посредством изучения Сунны Пророка (мир ему и благословение), где подробно дается описание всех положений, связанных с намазом. Пророк (мир ему и благословение) говорил: “Совершайте намаз так, как это делаю я” .
Г) Разъясняет неясное в Коране (баян аль-мубхам)
Всевышний Аллах, обращаясь к пророку Мухаммаду (мир ему и благословение), говорит:
﴿ومن الليل فتهجد به نافلة لك عسى أن يبعثك ربك مقاما محمودا﴾
“Бодрствуй часть ночи, читая Коран во время дополнительных намазов. Быть может, Господь твой возведет тебя на Достохвальное положение”.
Коран, 17:79
Если ограничиться Кораном, не обращаясь к Сунне Пророка (мир ему и благословение), то остается неясным, что означает “достохвальное положение” (на араб. — макам махмуд). Однако, Сунна разъясняет, что достохвальное положение — это исключительная степень в Судный День, которое даст ее обладателю возможность заступничать перед Всемогущим Аллахом за все творения, которые в ужасе и страхе будут ожидать своего расчета. Тогда в этот Страшный день только пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) будет дано исключительное право заступничать перед Аллахом, чтобы Он начал расчет между творениями и облегчил ужас и печаль, которые охватят всех верующих. Имам Бухари передает от Ибн Умара (да будет доволен ими Аллах) следующее:
“Воистину, люди в Судный день будут выжидать (в страхе) на коленях. При этом, каждая община будет следовать за своим пророком и просить его “О такой-то, заступись за нас”. Однако, каждый пророк будет отказываться, пока очередь не дойдет до пророка Мухаммада (мир ему и благословение), который и совершит заступничество. Это и есть Достохвальное положение, которое Аллах дарует ему”.
Таким образом, для изучения тафсира Корана Сунной следует обращаться к сборникам хадисов, которые, как правило, имеют отдельную главу “толкования Корана”. Также для изучения тафсира Корана Сунной обращаются к сборникам тафсиров, в которых, подобно сборникам хадисов с полной цепочкой передатчиков, собраны хадисы Пророка и высказывания сподвижников. В частности, в этом направлении прославились тафсиры Ибн Джарира ат-Табари (224-310 г.х) и Ибн Касира (701-774 г.х).
Примечание: Когда говорим Сунна, имеется ввиду только достоверные хадисы Пророка (мир ему и благословение), ибо, в отличие от Корана, не все хадисы являются достоверными.
Продолжение в следующей статье