Мёд — востребованный и дорогостоящий продукт. Его производство в России не удовлетворяет даже трети потребностей населения. Рентабельность пчеловодческого бизнеса превышает 40%.
Из статьи вы узнаете, как вести бизнес на производстве меда, чтобы достичь рентабельности в кратчайшие сроки.
Чтобы наладить производство, подберите место для пасеки, приобрести пчел, необходимое оборудование и инвентарь. Если вы нацелены на масштабную ферму (свыше 50 ульев), вам понадобится наемный персонал. Не забудьте про рекламу, тару для упаковки продукции, транспорт для ее доставки к месту реализации.
Остановимся на каждом этапе подробнее.
Шаг 1. Выбор места для пасеки
Выбирая место для пчельника, обратите внимание на:
- наличие сквозняков — желательно тихое, защищенное от ветра место;
- близость к жилым домам — лучше, если в округе будет минимум строений;
- наличие медоносных культур на территории — цветущих кустарников, деревьев, многолетних растений.
Площадь пчельника определяется критериями размещения ульев. Их расставляют в шахматном порядке из расчета 100 кв. м на 2 улья. Если устанавливать улья слишком близко друг от друга, насекомым придется далеко летать на сбор пыльцы.
Велик риск того, что, возвращаясь с пыльцой, пчелы перепутают леток своего улья с соседним. Насекомые из соседнего улья впустят рабочую пчелу с пыльцой, но уже не выпустят. Они четко идентифицируют членов своей семьи и убивают чужаков.
Если пасека расположена в пределах населенного пункта, огородите ее высоким забором. По стандартам его высота должна быть не ниже 2.2. метра. Так ваши «питомцы», вылетая на сбор пыльцы за пределы пчельника, поднимутся выше в воздух, чтобы преодолеть преграду, и не нанесут вреда вашим соседям.
Шаг 2. Закупка пчел
Для большой пасеки закупите несколько пород пчел. Самые миролюбивые — среднерусская и карпатская породы. Они не покусают ни вас, ни соседей, что особенно важно для пчельника, расположенного в населенном пункте.
Другие породы: кавказская и темная среднеевропейская более агрессивны, но показывают большую эффективность сбора пыльцы на медоносных культурах короткого цветения.
Закупайте пчел у надежных продавцов: на пасеках Россельхозакадемии, в профессиональных центрах пчеловодства и питомниках. Проверяйте рамки с сотами в купленном пакете на предмет подмора (погибших особей). Допустимая норма — до 20 погибших насекомых. Если их больше, выберите другой пакет.
Шаг 3. Закупка оборудования и материалов
Для работы на пасеке нужны:
- Деревянные ульи.
- Рамки для сот.
- Защитная одежда и маска для лица.
- Дымари для окуривания ульев.
- Медогонка.
- Кормушки для подкормка.
- Ветеринарные препараты для обработки ульев, профилактики болезней.
- Клетка для маточника.
- Воскотопка.
- Стол для распечатывания сот.
11.Сито для процеживания меда.
Для пчельника больше 100 ульев понадобится несколько дымарей, одежда для каждого рабочего, пара столов для распечатывания сот, еще одно сито.
Если вы намерены вывозить своих питомцев на поля для сбора акациевого, гречишного или липового меда, приобретите специальный прицеп, палатку или вагончик для временного проживания на выезде.
Не забудьте о возведении помещения для зимовки пчельника, хранения оборудования и инвентаря.
Шаг 4. Подбор персонала
Пасеке в 150 ульев достаточно труда 2 пасечников и 3 охранников. В обязанности пасечников входит подкорм насекомых, уход за ульями, проверка их состояния, отбор рамок с медом из ульев, сбор продукции. Желательно, чтобы наемные специалисты в своем резюме имели опыт работы с пчелами и необходимые знания санитарно-гигиенических норм ее организации.
Если ваш пчельник меньше, вы вполне сможете обслуживать его собственными силами и силами членов своей семьи.
Шаг 5. Маркетинг и сбыт
Выход меда с одного улья по бизнес плану составит 40 кг за сезон (при строгом соблюдении технологии). Таким образом, с 150 ульев мы получим 6000 кг товарного меда. Мед планируется реализовывать в среднем по 200 руб./кг. Фасовка будет производиться как в крупной таре (в куботейнерах по 30-33 кг), так и в мелкой таре по 1 — 3 кг. Помимо меда, планируется зарабатывать на продаже прочих продуктов пчеловодства: перги, воска, пыльцы и прополиса. Ожидается, что это принесет еще 25% к общей выручке. Таким образом, потенциальная выручка пасеки за сезон составит 1,5 млн. рублей (1,2 млн. от продажи меда и 300 тыс. руб. от продажи прочей продукции). Планируемые каналы сбыта продукции и способы рекламы:
- Городские ярмарки;
- Перерабатывающие предприятия, конфетные фабрики;
- Оптовые перекупщики;
- Реализация частным специализированным магазинам (медовым лавкам);
- Интернет — доски объявлений, специализированные форумы, интернет-порталы.
Сбыт продукции облегчен тем фактом, что пасека будет находится в 50 км от крупного города, с населением 1,2 млн. человек.
Финансовый план пасеки
Перейдем к расчету основных показателей экономической эффективности бизнеса. Годовые расходы по бизнес плану будут включать:
- Заработная плата пасечников + страховые отч. — 300 000 руб. (6 мес.)
- Заработная плата менеджера по продажам + страховые отч. — 97 500 руб. (5 мес.)
- Заработная плата охранников + страховые отч. — 374 400 руб. (12 мес.)
- Вет. препараты и материалы — 25 000 руб.
- Упаковка — 35 000 руб.
- Реклама — 60 000 руб.
- Прочие непредвиденные расходы — 30 000 руб.
Итого — 921 000 руб.
Факторы риска
В ходе ведения пчеловодческого бизнеса возможно появление следующих рисков:
- Снижение оптовых цен на мед из-за высокой конкуренции
- Малые объемы сбора меда пчелами из-за плохих погодных условий
- Отсутствие государственной поддержки отрасли
- Удорожание сырья и материалов.
Итог
Таким образом, чистая прибыль по итогам года работы составит 591 166 рублей. Рентабельность пасеки равна 67,8%. Окупаемость первоначальных вложений наступит через 38 месяцев работы хозяйства. Однако стоит учитывать тот факт, что расчеты велись с учетом оптовой цены в 200 руб./кг. (по факту цена может быть как ниже, так и выше заявленной), а также с учетом стопроцентной реализации всей произведенной продукции (по факту могут быть проданы не все объемы, возможны задержки в расчетах с покупателями).