Найти тему
MixShow

Как Эйнштейн примирил религию с наукой

Не так давно, в одной из интервью Илона Маска, я услышал отголоски религиозных взглядов Альберта Эйнштейна в его словах.

Photo by Taton Moïse on Unsplash
Photo by Taton Moïse on Unsplash

Отвечая на вопрос в конце разговора с Axios, верит ли он в Бога, генеральный директор SpaceX и Tesla сделал паузу, на мгновение отвел взгляд от своих собеседников, а затем сказал с мягким южноафриканским акцентом: «Я верю, что есть какое-то объяснение этой вселенной, которую вы могли бы назвать Богом ». Эйнштейн называл это Богом.

Немецко-еврейский физик известен многими вещами - его специальной и общей теорией относительности, его приливом седо-седых волос, включая его эзотерическое замечание, часто звучащее в дискуссиях о странной вероятностной природе квантовой механики, что «Бог не играет в кости со вселенной».

Эйнштейн считал, что окончательное уравнение, описывающее законы природы и происхождение космоса, не может включать случайность по своей сути. На данный момент, ученые считают что выражение великого физика не полное. (Сейчас среди физиков консенсус в том, что Бог неопределен. «Все свидетельства указывают на то, что он заядлый игрок, - однажды сказал Стивен Хокинг, - который бросает кости при каждом возможном случае»). Но в чем сутьБога Эйнштейна?

Вопрос может быть рассмотрен заново в свете аукциона на Christie’s в Нью-Йорке, где Эйнштейн написал письмо 1954 года, которое пару лет назад неожиданно было продано за 2,9 миллиона долларов. По этому случаю, Принстонский клуб провел панельную дискуссию о конфликте или его отсутствии между наукой и религией, в котором участвовали физик-теоретик Брайан Грин, философ Ребекка Ньюбергер Гольдштейн, когнитивный психолог Таня Ломброзо и раввин Джефф Мительман, директор-основатель Sinai and Synapses - организация, цель которой - способствовать уважительному диалогу о религии и науке.

Мероприятие было открыто для публики. Я считаю, что Эйнштейн все еще может предложить некоторые идеи о том, как думать о религии и науке. «Я верю в Бога Спинозы, который проявляет себя в законной гармонии мира, а не в Бога, заботящегося о судьбах и делах человечества». То, что Эйнштейн сказал в записке философу Эрику Гуткинду, чья книга «Выбери жизнь: библейский призыв к восстанию» рецензировал Эйнштейна, было почти столь же едким, как и любая современная критика религии, которую вы могли услышать от Ричарда Докинза, Сэма Харриса или Кристофера Хитченса.

«Слово Бог для меня, - писал Эйнштейн, - не что иное, как выражение и продукт человеческой слабости, Библия - собрание благородных, но все же чисто примитивных легенд. Никакая интерпретация, какой бы тонкой она ни была, не может изменить этого для меня ».

Неудивительно, почему на протяжении десятилетий взгляды Эйнштейна на религию путались в массовом воображении: несоответствие очевидно. Здесь Бог означает одно; там еще один. Просто отправив письмо Гуткинду, Эйнштейн оказался атеистом. Но прочтите Эйнштейна в других местах, и вы обнаружите, что он прямо заявляет, что он им не является. «Я не атеист, - сказал он в интервью, опубликованном в 1930 году. - Я не знаю, могу ли я назвать себя пантеистом. Проблема слишком велика для нашего ограниченного ума ».

Эйнштейна спросили, был ли он пантеистом. Остальную часть его ответа стоит процитировать полностью: "Могу я не ответить притчей? Человеческий разум, как бы хорошо он ни был обучен, не может постичь Вселенную. Мы в положении маленького ребенка, входящего в огромную библиотеку, стены которой до потолка увешаны книгами на разных языках. Ребенок знает, что эти книги должны были быть написаны кем-то. Он не знает, кто и как. Он не понимает языков, на которых они написаны. Ребенок замечает определенный план в расположении книг, таинственный порядок, который он не понимает, а лишь смутно подозревает."

"Таково, как мне кажется, отношение человеческого разума, даже самого великого и культурного, к Богу. Мы видим чудесно устроенную Вселенную, подчиняющуюся определенным законам, но мы понимаем законы лишь смутно. Наш ограниченный разум не может постичь таинственную силу, которая колеблется в созвездиях. Я очарован пантеизмом Спинозы. Я еще больше восхищаюсь его вкладом в современную мысль. Спиноза - величайший из современных философов, потому что он первый философ, который рассматривает душу и тело как единое целое, а не как две отдельные вещи. Бенедикт Спиноза, еврейско-голландский философ 17-го века, в свое время также был принят за атеиста за то, что писал такие вещи из своего трактата «Этика»: «Все, я говорю, находится в Боге, и все, что происходит, происходит благодаря только законы бесконечной природы Бога и вытекают (как я сейчас покажу) из необходимости Его сущности ».

В 1929 году Эйнштейн получил телеграмму с вопросом о своей вере в Бога от нью-йоркского раввина по имени Герберт Гольдштейн, который слышал, как один бостонский кардинал сказал, что физическая теория возрождения мирянство подразумевает «ужасное явление атеизма».

Эйнштейн успокоил Гольдштейна. «Я верю в Бога Спинозы, который проявляется в законной гармонии мира, - сказал он ему, - а не в Бога, заботящегося о судьбах и делах человечества».

Согласно статье 2006 года, для Эйнштейна это означало «космическое религиозное чувство», которое не требовало «антропоморфной концепции Бога». Он объяснил эту точку зрения в журнале New York Times Magazine: «Религиозные гении всех возрастов отличались таким религиозным чувством, которое не знает догм и никакого Бога, задуманного по образу человека; так что не может быть церкви, чьи центральные учения основаны на ней.

Следовательно, именно среди еретиков всех времен мы находим людей, которые были наполнены этим высшим религиозным чувством и во многих случаях рассматривались современниками как атеисты, а иногда и как святые. В этом свете такие люди, как Демокрит, Франциск Ассизский и Спиноза, очень похожи друг на друга ». Итак, как сказал Эйнштейн, нет необходимого конфликта между наукой и религией или между наукой и «религиозными чувствами».

Пишите в комментарии, какое отношение к Богу у вас? Согласны ли вы с Эйнштейном?