Найти тему
Музыка нас связала

И конец работы в Центре Курехина

В предыдущей статье я рассказал, как неожиданно оказался на работе в Центре Курехина, когда там понадобилась регулярная программа.
Долгое время до того момента, основательница и бессменный руководитель Центра, вдова Сергея Курехина, Анастасия распоряжалась зданием и субсидиями Комитета Культуры в достаточно спокойном, почти расслабленном состоянии. Центр Курехина выдавал три-четыре больших фестиваля в год, и практически это были все события, которые он обеспечивал городу. Я всегда считал и продолжаю считать, что даже этих событий - фестивалей SKIF, Этномеханика, Электромеханика, особенно в их ранних форматах, более чем достаточно, чтобы оправдывать существование Центра и его финансовую поддержку. Эти проекты были действительно важными и знаковыми для города, особенно много лет назад, когда Петербург был вообще не избалован международными событиями. А все фестивали, которые все же более-менее регулярно случались, в основном были развернуты в сторону модной музыки.
Качественной же интеллектуальной музыки городу не хватало категорически, и именно этот пробел удачно заполнял Центр Курехина.
Однако, Комитет, как и любой другой орган власти, ориентируется скорее на количественные, а не на качественные показатели, на то, что можно посчитать, потрогать руками, каталогизировать и подшить в архив. И по этой причине власти потребовали от Анастасии Курехиной организовывать концертные события гораздо чаще, чем она привыкла, а именно, как минимум раз в неделю.

Публика перед Центром во время фестиваля "Этномеханика"
Публика перед Центром во время фестиваля "Этномеханика"

У нее не было такого опыта, таких оперативных связей внутри города и России, и вообще ей нужен был кто-то, кто бы мог взять на себя реализацию этой задачи. Все дело еще усугублялось тем, что Центр (а это было здание бывшего кинотеатра, в котором, кажется со времен закрытия этого кинотеатра не происходило никакого нормального ремонта) был в достаточно заброшенном состоянии, в зале располагались старые, частично поломанные совковые стулья, бар был представлен в виде странного киоска с жухлыми булочками, а главное - шикарная и акустически выверенная сцена не была оснащена никаким музыкальным аппаратом.
И, разумеется, эти обстоятельства очень сильно усложняли поставленную задачу. И когда я все-таки решил за нее взяться, после некоторых уговоров со стороны Курехиной, я поставил условием своей работы выполнение именно этих трех пунктов. В порядке важности - от звука до зала и до бара.

Зал Центра Курехина
Зал Центра Курехина

Ну, и конечно, как часто это бывает, из поставленных условий не было реализовано практическими ничего. Точнее не так, как раз два менее важных пункта мы хоть как-то смогли осуществить. Бар расширили, даже обустроили нечто, наподобие дизайна. Взяли толкового бар-менеджера, придумали как быть с алкогольной лицензией, ассортиментом напитков и даже горячей еды.
Зал и его внешний вид тоже, малой кровью и символическими вложениями, смогли привести в более-менее приличный вид. Призвали на помощь нашего проверенного дизайнера, который как раз в этот момент заканчивал проект нашего нового клуба "Танцы". Он выкинул поломанные стулья, остальные частично покрасил, исходя из того, на сколько банок краски хватило выделенных денег. Получился такой веселый эклектичный зрительский зал. И да, мы даже смогли сделать ВИП. Где-то нашли и обтянули тканью диваны, притащили столики и получили в результате относительно уютный балкон для специальных гостей.
Но вот, что касается звука, тут пришлось лишь довольствоваться обещаниями, что рано или поздно его обязательно купят. Ну, а пока предстояло работать в тех условиях, которые были на тот момент. А условия были следующие: закуток в центре Курехина арендовала под склад компания "Звукоход", и Настя договаривалась с ними о том, что в качестве ответной услуги они будут выставлять на конкретные события свой аппарат. Получалось дешевле, чем в среднем по городу, но все равно это стоило денег.

Группа Uniquetunes, чей концерт мы сделали в Центре первым делом
Группа Uniquetunes, чей концерт мы сделали в Центре первым делом

Пользуясь случаем, попробую озвучить некоторое подобие совета для организаторов. Никогда не вписывайтесь в проекты, в которых не выполняются ваши условия. А если уже вписались и поняли по ходу дела, что условия меняются в процессе игры, очень четко - буквально прописывая на бумаге - озвучивайте работодателю, что и ваши обещания в данном случае серьезно скорректируются. Я говорил это Курехиной, но лишь отворил, к сожалению, никак не зафиксировав документально.
Итак, мне предстояло выполнить главную поставленную задачу - создать репертуарную афишу, в которой хотя бы раз в неделю происходило концертное событие. Их произошло так мало, что я помню их все.
Я успел сделать на сцене Центра концерт группы Uniquetunes, очень популярной тогда электронно-джазовой банды, состоящей в основном из участников панк-группы ПТВП. Также мы организовали фестиваль-презентацию новой интернет-радиостанции "Рупор", организаторы которой собрали солянку из разных коллективов. Мы сделали еще настоящий хардкор-фествиаль, и в этом тоже была часть концепции, - сделать сцену открытой для всех жанров, кроме откровенно коммерческих, вне зависимости от того, насколько агрессивна или наоборот изыскана представленная музыка.

Апофеозом нашей концертной сетки были гастроли знаменитого австралийского битбоксера Dub FX. Я уже рассказывал в отдельной статье о феномене его появления и бешеной популярности в России и о том, как за год до этого он собрал за один вечером два аншлага в клубах на пятьсот человек. И вот теперь промоутеры, которые решили привезти его во второй раз, попробовали рискнуть и замахнуться на зал в полторы тысячи человек. И, надо сказать, история с аншлагом повторилась. На этот раз полуторатысячный зал Центра Курехина был забит буквально под завязку. И еще человек двести просто стояли на улице, так как уже не смогли влезть внутрь.

Dub FX
Dub FX


Вот, собственно и все, что мы смогли провести за короткое время моей работы в Центре. Краеугольным камнем программной политики как раз оказался звуковой аппарат. Все расчеты по сборам денег с билетов, с учетом тех условий, которые мы предлагали артистам (а в основном это была работа за процент от входа) в итоге привалили к тому, что сама площадка уходила в минус. Даже пока скромные продажи в барах не могли компенсировать этих расходов.

Так как Настя Курехина очень тщательно считала каждую копейку и вообще нервничала, когда приходилось уходить в минус, она, спустя месяц, свернула всю эту лавочку.
Правда, я еще успел принять участие в придумывали и организации Первой премии Курехина. Про нее тоже можно рассказать отдельно. Не знаю, насколько эта премия выросла за прошедшие годы и чем заработала свой статус, но на момент своего создания она создавалась, что называется "из г...вна и палок", и в качестве номинантов выдвигались не те артисты, которые действительно тщательно отбирались на протяжении долгого периода, а те, которые теоретически могли приехать на премию и бесплатно на ней выступить. Так в качестве лауреатов, например, появился с моей подачи прекрасный украинский музыкант Younnat. Заявляю со всей определенностью, что никто раньше в Центре Курехина про него не слышал. Но это не помешало включить его в число победителей. Ну, и в целом это конечно забавный пример того, как Премия возникает буквально из ничего, и только силами самих организаторов, через их безапелляционную декларацию того, что это круто и престижно, она действительно становится заметным культурным явлением в городе, участие в которой считается престижным и важным.

Креативная команда Радио Рупор (тут есть даже я,  в оранжевом)
Креативная команда Радио Рупор (тут есть даже я, в оранжевом)

Расстались мы с Настей не очень дружелюбно. Ну, это в ее стиле. Она очень близко принимает к сердцу все, что происходит не по ее сценарию. И, разумеется, винит в этом всех, кроме себя. И так, оказывается, тоже бывает. С кем-то в городе приходится в итоге враждовать...