Пока забугорный прокат просел на целый сезон, увлекши все студии в перенос ожидаемых премьер, на полный надежд 2021, наш, отечественный, расцвел яркими красками. Пришла пора второго сезона новых русских, которых вы, конечно, очень ждали. Этот материал и подведет черту такого неурожайного 2020 года.
Китобой
Дебютный фильм Филиппа Юрьева наделал шуму в Венеции и на Кинотавре в ушедшем году. Разобраться с его феноменом мне было сложно. Молчаливая, естественно освещенная картина о том, как современность врывается в реальность провинциальной жизни гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд.
Обыденный мир главного героя – китобойный промысел на Чукотке, бедность, холодный ветер, дующий с океана и непроходящая тоска. Но он, Лешка (непрофессиональный актер Владимир Онохов) не замечает привычной хтони, будучи молодым парнем он ищет и находит причины для радости. И однажды он открывает для себя иной мир. Он существует в маленьком экране старенького ноутбука, но он настолько привлекателен своим светом, что никогда больше не выходит из головы. Как бы ни было это банально, это порно-чат с девушкой из Детройта, которую играет необыкновенно красивая Кристина Асмус. И эта иллюзия, становится для героя симуляцией первой любви. Девушка – невестой, а Детройт – целью. Иллюзия, засасывающая в себя, не дающая больше наслаждаться тем, что у него есть, затягивающая и даже демоническая.
По-моему, это метафора современного эскапизма – уставившись в экраны, мы сбегаем от быта, и реальности. Но Лешка, парень доверчивый и искренний, верит в то, что этот «потусторонний» (по ту сторону экрана) мир существует. Отчего начинает стремиться к всеобщей мечте. Удивительно, на даже на Чукотке эта мечта – американская.
И насколько пронзительно показана в фильме «правда» - мир героя, настолько же нереалистичен его путь. Есть версия, что герой погибает в кульминационной сцене на острове, а все последующее действие – его предсмертный бред. Мне такая теория импонирует, ведь она сглаживает все неровности финала и открывает метафизические врата. Где герой, ищущий ложной цели, в конце концов возвращается в свой привычный мир, который и есть рай.
Глубже!
Новый фильм Михаила Сегала я ждала очень долго и очень сильно. Все-таки я люблю и «Рассказы», и «Кино про Алексеева», и даже «Слоны, могут играть в футбол», мне оказались понятны и приятны, в отличие от многих моих знакомых.
Поэтому новый фильм с харизматичным Александром Палем в главной роли обещал мне многое. Но надежд не оправдал. Сейчас расскажу почему, но обо все по порядку, и начать стоит с плюсов картины.
Первый несомненный плюс – это, конечно, стопроцентное погружение в тему. Первые двадцать, а может и тридцать минут фильма были настолько правдивыми насколько это возможно! Рассуждения главного героя о мизансценах напоминали мне мои занятия по кинорежиссуре.
Бесконечные рассуждения о глубине, стремление проводить время в дорогих кофейнях, вести богемную жизнь, не зарабатывая ни копейки – все это очень жизненно. Даже второстепенный персонаж девушка-актриса, которая спит сразу с двумя режиссерами и еще с начальником театра, в надежде, что где-нибудь да выстрелит мне показалась реалистичной. Как говорил Станиславский: «А вот теперь верю».
Но в середине повествования реалистичный тон сменяется символическим лейтмотивом, доходя до полного абсурда к сцене встречи с Президентом. Мне ясен посыл картины – масштабировать социальную проблему до гигантского фильма-знака. И на что пасквиль мне понятно. Сегал рассуждает о том, как много можно «поцелованным Богом» художникам, и о том, что в современной России нужно быть не только поцелованным, но лучше все-таки рукопожатным. Смысл хорош, но это не оправдывает того, что финал фильма становится скучным и долгожданным. Возможно, менее мелодраматичный финал как-то изменил бы послевкусие от картины. Но пока, это самая слабая, на мой взгляд, работа режиссера и сценариста. При этом, она в списке лучших, обратите внимание.
Человек из Подольска
«Человека из Подольска» я хотела посмотреть давно в театре Практика, но пандемический (и не только) кризис меня отвлек, и я забыла о пьесе Дмитрия Данилова. Поэтому, когда был анонсирован фильм Семена Серзина, да ещё и с Вадиком Королевым в главной роли – я поспешила чуть ли не на первый сеанс.
Итак, если вы не узнали себя в главном герое «Человека из Подольска» Коле – у меня для вас очень хорошие новости. Но, тем не менее, нельзя отрицать, что Коля, клянущий «эту страну», потерявший радость жизни к своим небольшим 30+ годам, играющий в никому не нужной группе Liquid Mother, и живущий в безразличном ему Подольске – это настоящий герой нашего времени.
Но я, как и создатели фильма, его совершенно не осуждаю. Немного жалею, наверное, а ещё больше понимаю. И, когда такой, абсолютно понятный герой, попадает в полицейский участок, ничего кроме опасливого трепета за него испытывать не остается. К искреннему зрительскому удивлению, никакие ожидания карательный орган не оправдывает. Полицейские, оказывается, вспомнили о воспитательной функции, которая когда-то была присуща органам и организовали у себя в участке исправляющее пространство, главным лозунгом которого стала максима «Мы тебя научим родину любить».
То, как подается разработка задержанного, в какие диалоги обрамлена фабула – это отдельный источник наслаждения. В абсурдных диалогах угадываются иносказательные отсылки к нашей реальности, вообще, реалистичность такого радикального абсурда сбивает с толку. Потому что, ну, вот смотрю я на этих достоверных полицейских, на «госпожу капитана» в исполнении прекрасной Виктории Исаковой и верю, что где-то недалеко от Курского вокзала такое отделение полиции с бассейном и оранжереей все-таки есть.
Остается вопрос: кто прав? Конечно, тираничное и садистское поведение (очень правдоподобное) полицейских сложно оправдать, ведь никто еще не исцелился под давлением. С другой стороны, их цель такая благородная. И в конце концов, что лучше, быть насильно исправленным, как Коля из Подольска или навсегда остаться в отделении, как «Человек из Мытищ»?