Когда-то люди говорили, что "Курица не птица, а Монголия не заграница". За 30 лет многое изменилось. Заграничного на просторах самой малонаселенной страны мира стало больше. Это заметно по парку автомобилей , а также по ассортименту магазинов. Вот не знаю ностальгирует ли кто-нибудь в монгольских степях по временам социализма.
По мне так из-за небольшого населения и агро-сырьевой специализации, Монголия неплохо устроилась. Это не полупустая Латвия с Арменией или Украина, где разруха. По-моему, в Монголии до сих пор стабильный естественный прирост населения. И туристов полно. Дешевая и вкусная страна. Понравится любителям мяса, посещать ее желательно в теплый сезон.
Я так понимаю, к 1990 году в Монгольской Народной Республике примерно 90% автомобилей были советского производства. В Улан-Баторе в конце 1980-ых даже троллейбус успели запустить. Объем торговли с Монголией у СССР был солидный, посмотрите справочнике по внешней торговле 1950-1980-ых.
Импортные автомобили в страну тоже поступали. На старых фото я видел что-то из европейских капиталистических стран, например, Вольво или Мерседес. Точно не помню, на снимке они какие-то мелковатые. Также в Монголии были автомобили производства соцстран Европы, например, чехословацкие.
Данные по количеству машин на 1000 жителей не нашел, но примерно подсчитать, если сложить все поставки легковушек, грузовиков и автобусов из СССР. Где-то 10 штук на 1000 жителей получится, хуже показателей советской Средней Азии. Сколько сейчас? Вот википедия в рейтинге стран по количеству авто на 1000 жителей выдает около 80 штук, но там данные где-то за 2008 или 2010. Предполагаю, что сейчас свыше 100.
Вот скрин из справочника по внешней торговле СССР. Поставки в Монголию в 1987-1988 годах.
Как видите, до 1500 грузовиков в год, плюс 414 спецавто, а еще до 200 автобусов и несколько сотен легковых и 5 тыс. мотоциклов (они в скрин не влезли).
Итак, что я там наснимал? Это УАЗ-буханка монгольской полиции. Интересно, в каком количестве государств планеты можно увидеть буханку с надписью "Police" на борту? На ум приходят Куба, Никарагуа, Уругвай, Венесуэла, Азербайджан.
А это просто буханка, не ментовская
ГАЗ-69 встречается редко. Вот 1 в центре Улан-Батора стоял. Их где-то 600 тыс. за 20 лет собрали, треть ушла на экспорт. Встречается в самых неожиданных местах планеты, от Индонезии до Кубы.
Новенький УАЗ-Патриот. Идет на экспорт в Монголию. На сайте завода был какой-то дилер в Улан-Баторе.
Около какой-то буддистской постройки стоял ЗИЛ-4331. С вид хорошее состояние, какая-то служебная тачка, судя по кузову.
А это более старый и редкий ЗИЛ-130. Хотя интересно узнать каких ЗИЛов больше? В 1980-ые явно преобладал выпуск 130-го, а 43-ий это скорее символ тяжелых для завода 1990-ых и 2000-ых.
Камаз. Таких и в России полно. На заднем плане какой-то монгольский сталианс.
Волга! Это поздняя 24-ая, такие при Горбачеве выпускали где-то по 60-70 тыс. штук в год. Думаю, что в Монголии она была еще большей редкостью, чем в СССР.
А это старичок-МАЗ. Да еще кран.
Завершаю снимком УАЗика за юртой. Монголия не вся степная. В центре и на севере страны хватает лесистых мест. Можно переночевать в юрте. Тоже интересно. УАЗики иногда попадаются. Каждый день видел, но не все успел сфотографировать.
Такой обзор получился. Если вызовет интерес, то еще один сделаю. Фотографией советских и российских транспортных средств из Монголии и других стран в моей коллекции достаточно.