Святая Варвара, в честь которой освящена одна из самых известных церквей в центре Москвы (в свою очередь, давшая название одной из центральных московских улиц — Варварки), — это христианская святая, жившая на рубеже III-IV вв. н.э.[1] Она почитается как в православии, так и в католичестве[2] (европейский вариант данного имени — Барбара, отсюда санта Барбара — святая Варвара). В православной церкви днем ее поминовения является 17 декабря (нов. стиль), у католиков — 4 декабря. 9 октября — день почитания святой Варвары в Армянской Апостольской церкви.
Святая Варвара родилась в конце III в. н.э. в городе Илио́поле Финикийском. Поэтому святая Варвара фигурирует в святцах (перечне христианских святых) как Варвара Илиопольская. Город получил название «Илиополис» (Гелиополис, Илиополь) после смерти Александра Македонского, при его преемнике Птолемее.
Второе, более древнее название данного города, — Баальбек, предположительно происходит от имени языческого бога Ваала[3] (Баала), культ которого был популярен там в доэллинистические и доримские времена, то есть до греческого и до римского завоеваний данной территории, до прихода в регион древнегреческой и древнеримской культуры. В наши дни место известно именно под названием Баальбек, находится оно на Ближнем Востоке, на территории государства Ливан. Древний город Баальбек расположен в 65 км к северо-востоку от Бейрута — столицы Ливана. В III в. н.э. город входил в состав Римской империи, а основан был за несколько веков до Рождества Христова. В эпоху святой Варвары город был развитым экономическим и религиозным языческим центром. В нем сохранилось много древних построек (крепостных и дворцовых сооружений, храмов языческих божеств[4]и т.п.), в современности он имеет туристическое значение.
Где доподлинно находился тот Илиополь, что был родиной святой Варвары, в наше время установить уже невозможно. Древние источники, которые упоминают о святой Варваре, указывают в качестве возможного месторасположения Илиополя сразу несколько разных населенных пунктов [7]. При этом версия, что тем самым городом был вышеупомянутый Баальбек, является едва ли не самой распространенной.
Святая Варвара происходила из знатного рода. Ее отец Диоскур (Диоскор) был аристократом и являлся сторонником римского императора Максимиана[5]— язычника и известного гонителя христиан. Сам Диоскур тоже почитал языческих божеств и поддерживал антихристианскую политику Максимиана. Мать Варвары рано умерла, и отец один воспитывал дочь.
Основным источником сведений о жизни святой Варвары является ее житие. Из него мы узнаем, что Варвара отличалась редкой красотой и стремилась к учености, но в тоже время была девушкой скромной.
Диоскур же видел будущее дочери главным образом в удачном замужестве. И в ожидании того момента, когда для Варвары появится подходящая партия, он заточил дочь в башне, дабы быть уверенным, что до вступления в брак ее девичья честь никак не пострадает.
Строгость отца не породила в дочери ненависти к нему, не привела ни к унынию, ни к отчаянию. Варвара видела мир через окно, и этого ей хватало, чтобы понимать, насколько тот сложен и прекрасен. Наблюдая за природой — светилами, погодой, сменой времен года, деревьями, цветами, птицами, животными и иными явлениями окружающего мира, интеллектуальная, духовно одаренная девушка пришла к выводу, что у всего, что существует под солнцем, должен быть Создатель. И что этот Создатель — не идолы, которым поклоняется ее отец, а Некто неизмеримо высший, чем они, и чем любой человек. В подобных размышлениях проводила время своего заточения святая Варвара, и ей совсем не было скучно.
Когда же Диоскур осознал, что если все время держать дочь взаперти, то женихи о ней просто не узнают, он разрешил ей выходить в свет и общаться с людьми. Отец старался контролировать круг общения дочери и буквально каждый ее шаг. Однако, не смотря на контроль, Варваре довелось познакомиться с христианами. Она, которая еще во время своей уединенной жизни в башне пришла к выводу о существовании Создателя мира — Бога, была рада встретить единомышленников и увлеклась христианским учением, соответствовавшим ее внутреннему настрою. В мощном центре язычества Илиополисе христианство как раз давало первые ростки. Невзирая на гонения, на опасность быть подвергнутыми пыткам или казни, первые христиане этого города собирались для обсуждения своей веры и для совместных богослужений. Вместе с ними была и Варвара, которая приняла Крещение, став настоящей христианкой.
Диоскур был потрясен тем, что его единственная дочь, которую он все годы так тщательно оберегал, готовя к выгодному замужеству, связалась с людьми, бывшими для него воплощением язвы, разъедающей общественные устои. Он попробовал переубедить ее, добиться, чтобы она отказалась от своего безумного увлечения. Однако отцовские аргументы не имели успеха. Более того! Дочь заявила, что обычная женская судьба ее не интересует, что она собирается хранить девство и посвятить жизнь Христу.
Переход Варвары в христианство покрывал позором весь аристократический род Диоскура. Ни один жених, из тех, на которых имел виды Диоскур, не захотел бы даже посмотреть в сторону подобной невесты, какой бы красавицей она ни была. Из представителя правящей элиты, уважаемого гражданина Диоскур превращался в отщепенца, в родственника подозрительной девицы — вероотступницы и нарушительницы государственных законов, запрещавших христианство. Это был позор!
И это было крушение всех жизненных планов Диоскура: других детей у него не было, и планы на будущее он связывал с дочерью, ее замужеством и тому подобными перспективами.
Предание (легенда) гласит, что, после решающего разговора с Варварой, придя в ярость, Диоскур выхватил меч, чтобы тут же зарубить непокорную дочь. Но она успела ускользнуть от него и выбежала из дома. Отец погнался за ней. Девушка добежала до такого места, где тропинка упиралась в скалу. Сзади настигал разъяренный отец. Казалось, что для Варвары настала последняя минута! Она лишь успела обратиться к Богу с просьбой, спасти ее от смерти. Внезапно произошло чудо: скала, перед которой стояла задыхающаяся от долгой погони девушка, расступилась, и Варвара проскользнула в образовавшуюся расщелину, а каменная стена за ее спиной снова сомкнулась. Бог спас преданного ему человека от внезапной гибели, и неправедный отец, собиравшийся лишить жизни собственное дитя, остался ни с чем.
Анализируя этот случай, средневековые люди, пришли к выводу, что обращенные к Богу, молитвы святой Варвары о спасении от внезапной смерти, оказались успешными, эффективными. И верующие стали молиться уже самой святой Варваре, чтобы она и их защитила от внезапной смерти, помолившись об этом Богу так же горячо и результативно, как она это сделала, спасаясь от отцовского меча. В разных странах, в том числе на Руси, святая Варвара стала считаться покровительницей тех, чья профессия связана с разъездами. Мало ли смертельных опасностей может подстерегать путника? Здесь и стихийные бедствия, и хищные звери, и травмы, и болезни, и другие напасти, так что без небесного заступничества не обойтись. На дорогах путешествующих людей не редко поджидали разбойники. Бывшие всегда при деньгах купцы, являлись для них особенно желанной добычей. Молясь перед образом святой Варвары, заказывая ей молебны или возводя храмы в ее честь, купцы и другие торговые люди надеялись, что святая поможет им вырваться из лап разбойников даже в последний момент.
Между тем, история Варвары не заканчивается описанием того, как она ускользнула от отцовской погони. Оказавшись спасена и переведя дух, девушка решила вернуться домой, надеясь, что гнев отца утихнет.
Однако ярости Диоскура не было предела. Кроме того, необходимо было попытаться очистить себя и свой благородный род от того позора, в который ввергла его непутевая дочь. Наутро он отвел Варвару к городскому правителю и сказал: «Я отрекаюсь от нее, потому что она отвергает богов моих, и если не обратится к ним снова, то не будет мне дочерью. Мучай ее, державный правитель, как будет угодно твоей воле». То есть, Диоскур передал собственную дочь в руки властей, как сделал бы это с любым человеком, заподозренным в исповедании христианства.
Жалея молодость и красоту девушки, долго уговаривал градоначальник Илиополиса Варвару не отступать от древних законов предков и не противиться воле отца. Однако та была непреклонна, и повторяла, что не собирается отрекаться от Христа.
По закону Римской империи, человек, исповедующий христианство и не желавший отказаться от этой религии, подлежал суровому телесному наказанию. Так и святая Варвара была подвергнута публичному бичеванию на городской площади, а затем брошена в темницу. На следующий день ее вновь должны были бичевать на площади. Но когда палачи сняли с Варвары одежду, чтобы приступить к наказанию, все, кто находился вокруг, ахнули в изумлении: на теле девушки не оказалось ни следа от вчерашних побоев. Ночью Господь исцелил его. Видя такое чудо, одна горожанка из толпы, по имени Иулиания, открыто заявила, что тоже является христианкой и хочет разделить участь Варвары. Теперь уже пыткам были подвергнуты обе девушки. Причем в истязаниях принимал участие лично Диоскур, который хотел таким образом подчеркнуть, что не желает иметь ничего общего с дочерью, которая обесчестила свой род. В конце концов, он лично обезглавил Варвару своим острым мечом. Вместе с ней была казнена и Иулиания. От описываемых событий (306 г. н.э.) до подписания императором Константином I Великим Миланского эдикта (313 г. н.э.), разрешавшего свободное вероисповедание христианства на территории, подконтрольной Риму, оставалось всего несколько лет.
Сразу после казни неожиданно началась сильная гроза. И застигнутые ей Диоскур, вместе с правителем города Мартианом, были поражены молниями и оба погибли.
В том городе жил один благочестивый человек, по имени Галентиан (Валентининан, Валентин). Взяв честные мощи святых мучениц, он похоронил их подобающим образом. Описанием чудес, происшедших со святой Варварой, не могло не поразить воображения средневековых слушателей этих преданий. Вскоре после гибели Варвары началось ее почитание, как святой. В VI в., при императоре Юстиниане I Великом (строителе храма св. Софии), ее мощи были торжественно доставлены в Константинополь.
В Константинополе был возведен большой храм в честь св. Варвары. В связи с ним возник интересный обычай: если преследуемый преступник успевал укрыться в данном храме, то преследователи не имели права его там тронуть. Такой обычай укреплял существующее в народе убеждение, что св. Варваре дана от Бога благодать спасать от внезапной и насильственной смерти.
Интересно, что позднее, в Москве, имя святой Варвары также оказалось связано с темой правосудия. Только связь эта приобрела более мрачный оттенок, а храм великомученицы перестал служить убежищем: «С XVI века за этой церковью находились тюремные застенки, где пытали заключенных. Когда кого-то хватали и тащили туда, люди о нем говорили: “Потянули к Варваре на расправу”. Позже фраза утратила свое первоначальное значение и стала устоявшимся фразеологизмом. “К Варваре на расправу” стало обозначать, что человек арестован и находится в тюрьме, даже если это произошло в другом городе, а застенки за церковью Святой Варвары не имели к событию никакого отношения» [9]. Вышеупомянутые «тюремные застенки» или Тюремный двор [2], располагавшиеся в Зарядье, принадлежали Разбойному[6]приказу Московского государства, были его неизбежным приложением. Находящаяся неподалеку от Варваринской церковь св. Георгия Победоносца также была связана с в народном восприятии с делами правосудия и именовалась «Георгием-страстотерпцем, что у тюрем», в связи с чем сам св. Георгий стал иногда восприниматься как покровитель разбойников, особый их заступник и ходатай перед Богом. Святая же Варвара такой дополнительной «нагрузки» для покровительства не получила.
После того, как почитание великомученицы Варвары распространилось в Византии, частицы ее мощей были переданы и в другие страны.
На Руси житие святой Варвары «было известно уже в XI в.: автор Сказания о Борисе и Глебе (около 1072) сравнивает гибель Бориса по приказу брата со смертью Варвары от руки отца» [7].
Как гласит предание Русской церкви, в XII в. мощи святой Варвары были привезены в Киев, когда дочь византийского императора Алексея Комнина (1081—1118 гг.), княжна Варвара, вступая в брак с русским князем Михаилом Изяславичем, привезла эти мощи с собой в Киев. Там мощи пережили Батыево нашествие, советский период и немецкую оккупацию, и в настоящее время покоятся во Владимирском соборе в Киеве, принадлежащем Православной церкви Украины(ПЦУ).
Почитание св. Варвары быстро распространилось в русских княжествах и сделалось всеобщим.
Достоверно известно о существовании церкви святой Варвары великомученицы в Москве, начиная с 1514 г. Хотя, возможно, что к началу XVI в. храм уже существовал около ста лет [9].
С XVIII в. в храмах читается особый акафист святой Варваре [1], он был составлен в начале XVIII столетия киевским митрополитом Иоасафом (Кроковским).
Церковь считает обрядоверием молитвы святым по каким-то определенным поводам и молиться святой Варваре можно о том, чтобы она помогла приблизиться к жизни в святости и любви к Богу. Тем не менее, святой великомученице Варваре молятсяи о том, чтобы не умереть без исповеди и Святого причастия, просят оградить от тяжких болезней, от внезапной и скоропостижной смерти. К святой Варваре часто взывают те, чьи близкие находятся в опасности, особенно, если эта опасность зависит от чьей-то злой воли. Обращаются к ней с просьбами об умягчении родительского гнева и своеволия, об избавлении от уныния и печали. Святой Варваре молятся во время грозы, как защитнице от молнии.
Святая Варвара издавна считается покровительницей шахтеров[7] и артиллеристов[8]. В 1992 г. патриарх Московский и всея Руси Алексий II официально благословил почитать ее небесной покровительницей горняков и горной промышленности. «По установившейся традиции, каждый год в день памяти святой, 17 декабря, в кафедральном соборном храме Христа Спасителя в Москве проходят праздничные богослужения, начинающиеся с молебна святой великомученице. В богослужениях принимают участие делегации горнопромышленников, а также представители профильных министерств и ведомств» [3]. Как отметил в своей речи в 2011 г. патриарх Кирилл: «Как в зарубежных странах, так и в России святая великомученица Варвара является покровительницей горняков, горной промышленности… Наверное, горняцкий труд — один из самых тяжелых и самых рискованных…. Конечно, каждый за свою работу получает деньги, но какими деньгами можно измерить те огромные риски, когда шахтер опускается в шахту, особенно зная, что многие из его близких, родных, знакомых погибли! И святая великомученица Варвара является покровительницей всех шахтеров, всех тех, кто работает в горной промышленности, от успехов которой, как известно, во многом зависит благополучие каждого из нас» [10].
«В 1995 г. Варвара стала небесной покровительницей Ракетных войск стратегического назначения[9] РФ, а в 1999 г. ее икона, находящаяся в наст. время в Самарском епархиальном музее, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II побывала на борту орбитальной станции “Мир”» [5].
Варварин день, 17 декабря, занимает особое место в народном календаре русского народа, с данным праздником связано много поверий и примет. При этом культ христианской святой зачастую оказывается перемешанным с языческими воззрениями. Например, «чтобы лучше плодился домашний скот, в одних местах пеклись пироги с маком, которые называли “варенье” (опять же близко к имени Варвары с явным расчетом на ее сочувствие), в других уголках лепили из пшеничного теста головы, рога, ноги, копыта, уши и кормили печеньем скот. Здесь просматривается культ Варвары как покровительницы домашнего скота, …на св. Варвару варили кутью и “узвар” (компот), чтобы было много хлеба и овощей» [6]. Существовало присловье, что «на Варвару зима дорогу заваривает», то есть, все заковывается (заваривается) в лед, устанавливаются настоящие холода. Любопытно, что слова с корнем «вар» (варенье, узвар, заваривать и т.п.) вызывали у людей ассоциации с этой древнехристианской святой. В связи с таким народным подходом к имени святой можно предположить, что улица Варварка в Москве получила свое название не от церкви, построенной в честь великомученицы, а наоборот, церковь Варвары была построена именно в данном месте, потому что в нем располагалось много «варей». «Варями» в старину назывались небольшие производства или цеха, в которых из меда и хмеля приготавливали или, как тогда говорили, варили, алкогольные напитки. Возможно, что когда возникла идея построить в данном месте храм, древняя связь района с «варкой» натолкнула на мысль, в честь какого именно святого должен быть этот храм. Косвенным указанием на подобное происхождение топонима служит летописное упоминание улицы, относящееся к 1434 году. Тогда умер известный московский святой Максим Блаженный. Описывая данное событие, летописец указывает в качестве района его погребения улицу «Варьскую».
Девушки молились святой Варваре о счастливом замужестве и хорошей семейной жизни.
До революции 1917 г. существовал, зародившийся в Киеве, но не прижившийся в Москве, обычай, пресекшийся в советский период и возрождаемый в настоящее время: обычай освящать кольца у мощей святой Варвары. Для освящения кольца просто клали в раку с мощами на время богослужения. По преданию, императрицы Анна Иоанновна и Елизавета Петровна, во время своего паломничества в Киев, свои драгоценные перстни обменяли на простенькие, серебряные кольца от святой Варвары.
«Колечки с руки великомученицы особо почитались в народе (в наши дни схожий обычай существует в монастыре святой Екатерины на Синае). Для богатых богомольцев делались массивные золотые кольца, для бедных — синие финифтяные. Нередко приобретали эти кольца молодожены.
Поэт Осип Мандельштам вспоминал, что для Таинства Венчания он купил себе и своей невесте Надежде именно “простенькие и дешёвые финифтяные кольца от святой Варвары”.
Тарас Шевченко также упоминал это колечко в поэме “Наймичка”:
“Перстеник у Варвари
Невістці дістала,
І всім святим поклонившись,
Додому верталась”» [12].
Широко известно красивоцветущее комнатное растение «декабрист» или по-научному — эпифиллюм шлюмбергера. Из-за его свойства цвести в зимние месяцы и способности зацветать, порой, к 17 декабря, в старину растение называли Варвариным цветом.
Всё это свидетельствует о воистину массовом, всенародном, всесословном почитании данной святой в нашей стране.
Мощи святой Варвары в современной Москве
В наши дни в церкви св. Варвары, что на Варварке находится икона великомученицы с частицами ее мощей и один из перстов. Это основные святыни Варваринского храма.
До прихода к власти большевиков в церкви св. Варвары в Москве также хранились частицы ее мощей (по некоторым сведениям речь о трех перстах великомученицы). В момент закрытия храма в 1920 г. они были переданы в другие московские церкви.
В настоящее время «в Москве в ц. Иоанна Воина на Якиманке чтится часть перста Варвары с перстнем, перенесенная из ц. вмц. Варвары на Варварке. В храме Воскресения Словущего в Филипповском пер. (подворье Иерусалимского Патриархата) хранится частица мощей Варвары, подаренная подворью Иерусалимским Патриархом Иерофеем (1875-1882)» [5].
В храме великомученика Димитрия Солунского в поселке Восточный (Восточный округ Москвы) тоже имеется частица мощей этой святой [11].
Мощи святой Варвары Илиопольской находятся также в соборе Преображения Господня Армянской Апостольской церкви в Москве [4]. «Частица мощей Святой Варвары, которые уже несколько веков хранятся в одном из самых старых монастырей Афона — Кутлумуше (1169 г.), была передана в дар Собору Преображения Господня Москвы Российской и Ново-Нахичеванской Епархии ААЦ. Инициаторами и организаторами передачи стали московский грек Пантелей Коносов и армянин Арсен Мирабян. Старец монастыря Кутлумуш — Кирилос передал частицу мощей святой Пантелею Коносову, который передал ее своему другу Арсену Мирабяну. Последний пожелал подарить святыню армянской церкви, так как был уверен, что мощи общехристианской святой будут доступны для многих только в церкви, став утешением для нуждающихся. 15 сентября в московской резиденции епархии Арсен Мирабян и Пантелей Коносов вручили архиепископу Езрасу реликварий с мощами Святой» [4].
Возможно, что мощи святой Варвары могут обнаружиться и в некоторых других храмах Москвы.
В Москве имеется один храм, освященный в честь данной святой (церковь на ул. Варварке). Кроме того, в российской столице есть еще несколько храмов, в которых в честь святой Варвары освящен один из престолов.
Придел святой Варвары Великомученицы появится в главном храме Минобороны РФ — храме Воскресения Христова, который строится в парке «Патриот» в Ближнем Подмосковье, рядом с Минским шоссе.
Всего в мире в настоящее время насчитывается 277 храмов, в которых имеются престолы, освященные в честь святой Варвары [8].
Иконография святой Варвары
Святая Варвара относится к числу особо почитаемых святых жен.
С древнейших времен до нашего времени написано множество ее икон.
Она изображается в виде молодой девушки в богатых одеждах, которые, как правило, полностью или частично красного цвета. Красный цвет одеяний святых на иконах — символ мученичества. Поэтому святые, погибшие мученической смертью, часто пишутся в одеждах красного цвета.
Святая изображается на иконах с покрытой мафорием[10]головой, либо с диадемой (короной) на голове.
Распространены образы святой Варвары, на которых она держит в правой руке крест — символ ее крестного пути. Именно такой образ великомученицы представлен на храмовой иконе церкви святой Варвары, что находится на улице Варварка в Москве. Данный образ является главной святыней этого храма.
Кроме того, на иконах святая Варвара не редко «изображается с потиром в руках, то есть чашей, используемой при причащении Святых Даров. Согласно церковному канону никто, кроме священника не смеет прикасаться к потиру, а в руках женщины потир – это и вовсе нонсенс» [3]. И в этом тоже уникальность иконографии данной святой. Святую изображают с Чашей, поскольку именно Варваре молятся о том, чтобы не лишиться Причастия, не умереть без Причащения в случае внезапной кончины. Существует предание, что если смерть подступила неожиданно, и нигде поблизости нет православного священника, который мог бы причастить, тогда, если умирающий человек сохранил свою душу чистой и доброй, святая Варвара причащает его из Святой Чаши.
Можно встретить и другие варианты изображений святой Варвары.
Христианская символика во внешнем облике храма святой Варвары
Здание храма святой Варвары крестообразное в плане, что выражает идею, что Крест Христов (Крестная Жертва Спасителя) является основой Церкви[11].
Церковь венчает купол полусферической формы. Такого вида купола сооружались еще в Византии. Купол-полусфера символизирует небесный свод, накрывающий землю.
Серый цвет купола напоминает о временах, когда они покрывались осиновым лемехом. Древесина осины со временем приобретала серебристо-серый цвет. Он и был самым распространенным цветом куполов храмов средневековой Руси. Кроме того, серый цвет на солнце переходит в серебристый и образует яркие белые блики, напоминающие людям о свете Преображения Господня на горе Фавор.
Венчает купол восьмиконечный крест, называемый в ставрографии «русским».
Святая Варвара совершила свой мученический подвиг, будучи совсем юной девой. Светло-розовый цвет стен храма, освященного в ее честь, напоминает о юном возрасте, невинности, девстве его небесной покровительницы. Розовый цвет символизирует радость, юность, нежность, доброту, дружелюбие, женственность. Это цвет первой любви и весенних цветов. Также можно сказать, что розовый — это цвет мечты и надежды, цвет ожиданий, которые рождает молодость. Святой Варваре не суждено было расцвести в земной жизни, и прожить ее — обычную, человеческую жизнь. Но она добилась того, что гораздо более значимо для христианина, чем обыденные, бытовые радости. Будучи совсем юной девой, святая Варвара достигла такого внутреннего совершенства, что Царство Божие оказалось открыто для нее.
Литература и источники
- Акафист святой великомученице Варваре [Азбука веры] URL: https://azbyka.ru/days/caa/339 Online: 09.02.20
- Акельев Е.В. «И впредь в Кремле колодников отнюдь держать не велеть»: эволюция отношения к заключенным в Москве в первой половине XVIII в. ГИИМ: Доклады по истории 18 и 19 вв.. 2012. № 12. [НИУ ВШЭ] URL: https://publications.hse.ru/articles/58766876 Online: 10.02.20
- Бочарова Г. Житие и современные чудеса святой Варвары Илиопольской, великомученицы [Pravoslavie.Wiki/ Православная онлайн-энциклопедия] URL: https://pravoslavie.wiki/sv-vmch-varvara-iliopolskaya.html Online: 09.02.20
- В армянской церкви Москвы вынесут для поклонения верующих мощи святой Варвары [Российско-армянское информационное агентство] URL: https://rusarminfo.ru/2018/10/07/v-armyanskoj-cerkvi-moskvy-vynesut-dlya-pokloneniya-veruyushhix-moshhi-svyatoj-varvary/ Online: 09.02.20
- Варварин день [Википедия] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B0%D1%80%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%BD_%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%8C Online: 09.02.20
- Варвара Илиопольская [ДРЕВО. Открытая православная энциклопедия] URL: https://drevo-info.ru/articles/4510.html Online: 09.02.20
- Все храмы Варвары великомученицы [Соборы.ру] URL: http://sobory.ru/mapsearch/?altar=53 Online: 09.02.20
- «К Варваре на расправу» [Институт генплана Москвы] URL: https://genplanmos.ru/publication/2019_05_17_k_varvare_na_raspravu/ Online: 10.02.20
- Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти великомученицы Варвары в Храме Христа Спасителя 17 декабря 2011 г. [Русская православная церковь. Официальный сайт московского патриархата] URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1837473.html Online: 10.02.20
- Святая великомученица Варвара [Николо-Сольбинский женский монастырь] URL: https://solba.ru/svyataya-velikomuchenica-varvara/ Online: 09.02.20
[1] Вероятная дата смерти 306 г. н.э.
[2] Святые, которые жили и действовали до раскола церкви на православие и католичество в 1054 г. равно почитаются, как у православных, так и у католиков.
[3] «Баальбек» — «город Ваала».
[4] В Илиополисе стояли храмы в честь Юпитера, Венеры, Вакха, Гелиоса (последнего древние греки и римляне соотносили с Ваалом) и других богов греческого и римского пантеона.
[5] Полное имя императора Максимиана — Марк Аврелий Валерий Максимиан Геркулий. Боролся против императора Константина I Великого. Проиграв в этой борьбе, был принужден к самоубийству, которое и совершил в 310 г.
[6] Разбойный приказ — один из органов управления Русского государства в период позднего средневековья, занимался «разбойными делами», т.е. борьбой с разбоем. В конце XVII в. был переименован в Сыскной приказ и под этим именем был упразднен по распоряжению Петра I в 1701 г. Тюремный двор вблизи храма святой Варвары относился именно к Разбойному (позднее к Сыскному) приказу, а не к «Судебному», как указывается в рядя источников. Тем более, что понятия «Судебный приказ» не существовало, подобный приказ назывался Судным.
[7] Покровительницей шахтеров св. Варвара считается, вероятно, потому, что перед ней расступилась скала. Кроме того, шахтеры часто становятся заложниками обвалов и прочих непредвиденных ситуаций, грозящих внезапной гибелью. Тут их защитницей выступает св. Варвара, которой, по преданию, Богом ниспослан дар отвращать внезапную гибель.
[8] Покровительницей артиллеристов и ракетных войск, как подразделений «порождающих молнии», вероятно, считается потому, что ее враги были поражены молниями.
[9] Ракетные войска стратегического назначения были образованы 17 декабря 1959 г., то есть, в день св. Варвары.
[10] Мафорий — головной убор в виде плата или покрывала, как у Богородицы на богородичных иконах.
[11] Имеется в виду Церковь, как единство всех христиан (живых и умерших) во главе с Иисусом Христом.