Найти тему
11 ЭКЮ

Как наказывали еретиков на Руси в 15-16 веках

Мы говорим с Аркадием Тарасовым, историком, доцентом Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

Аркадий Тарасов. Фото Ист.факультета МГУ
Аркадий Тарасов. Фото Ист.факультета МГУ

- XV - XVI века мы представляем исключительно с кострами инквизиции в Европе. Время "трудовых подвигов" Торквемады. А что у нас в то время? Тоже жгли еретиков нещадно?

- Серьёзное физическое наказание еретиков для византийской традиции не свойственно. В большинстве стран византийского круга, к числу которых относилась и средневековая Русь, к смертной казни еретиков прибегали чрезвычайно редко. Дело в том, что смертная казнь не находила оснований в канонических постановлениях Церкви. Это было в известной мере проблемой для обличителей ереси жидовствующих на рубеже 15-16 веков.

- В чем это выражалось?

- Когда выяснилось, что еретики упорствуют и не хотят отказываться от своих взглядов, то обличители, в первую очередь, архиепископ Геннадий Новгородский и преподобный Иосиф Волоцкий стали пытаться сильнее воздействовать на еретиков. Найти соответствующие постановления в сборниках церковных правил, в кормчих книгах оказалось невозможно. Кормчие книги не содержали указаний на смертную казнь для еретиков. Тогда пришлось обращаться к практике гражданских казней.

- Это что значит?

- Первая попытка осуществить такое наказание предпринимается в 1490-м году. После осуждение еретиков-новгородцев на Соборе в Москве, их отправили в Новгород на исправление. Там Владыка Геннадий, очевидно не имея какого-то канонического свойства, чтобы этих еретиков наказать, прибегает к традиции, которая до сих пор любима исследователями, но относительно которой нет единой интерпретации.

Архиеписком Геннадий
Архиеписком Геннадий

- Что же Геннадий с ними сделал?

- Архиепископ встречает еретиков за 40 поприщ от Новгорода, сажает их задом-наперед на лошадей. Надевает на них вывороченную одежду, на головы - берестяные колпаки, "яко бесовские" по словам Иосифа Волоцкого. В таком виде их водят по городу, а потом берестяные колпаки сжигают прямо не снимая. Очевидно, что после такого они не могли умереть, это не смертная казнь. Но что это было? Попытка следовать инквизиционным моделям или обращение к неким символическим идеям, которые были понятны современникам. Мне кажется, что скорее второе, но это не значит, что Геннадий при этом не мог использовать инквизиционную форму обрядов.

- А вообще, знали тогда про европейскую инквизицию?

- Геннадий знал, он сам писал об этом, призывая действовать по примеру "шпанского короля Ивана III". Но в данном случае символика носила явно инфернальное значение. Еретики должны были "умереть" для мира верных. Сознательно они уподоблялись бесам, которые традиционно изображались вздыбленные волосы, которые и символизировали эти колпаки. Такое поругание должно было явить бесчестие по отношению к еретикам.

- Я думаю, что "клиенты" синьора Торквемады предпочли бы такое бесчестие и поругание.

- Но совсем без костров не обошлось. В начале 16 века состоялся очередной Собор, по итогам которого еретики жидовствующие были сожжены в деревянных клетках на берегу реки Москвы.

Как раз тот случай
Как раз тот случай

- Много было сожжено?

-Несколько человек. И их казнь вызвала яркую полемику относительно возможности смертной казни по отношению к инакомыслящим. Появилась даже группа представителей духовенства под началом Нила Сорского, которые выступали против такой возможности. Поэтому, окончание закрепление в практике смертной казни через сожжение происходит только в 1649 году.

- Вообще значит не жгли никого?

- Известны случаи, когда сжигали ведьм.

- Но не церковным судом? Самосуд значит?

- Или самосуд или гражданский суд. Известно, что один из приближенных Ивана III, который при Стоянии на Угре в 1480 году настаивал на том, чтобы сдаться хану и принять все ордынские условия, был порицаем в том числе и за свою мать. Явно намекая на то, что яблоко от яблони недалеко падает вспоминали ему, что мать его была сожжена за колдовство по распоряжению князя, то есть светской власти. Но опять же, не можем говорить, что такая практика была повальной. Инквизиционная практика Западной Церкви не находит отражение у Русской Православной Церкви. Тут и различия в культурной традиции, различия в отношении к происходящему в мире. На Западе борьба с инакомыслием в вере обретала более острые формы.

- Остаётся сказать "Да здравствует наш церковный суд, самый гуманный суд в мире". Спасибо Вам за интервью.

Полную версию нашего видеонтеревью о вольнодумстве на Руси в 15-16 веках смотрите здесь.