Найти тему
ОКОЛЕСОВ

Шесть лучших реконструкций зданий в Воронеже, которые меняют представление о городе

Утраченная историческая среда - состояние уничтожения, изменений городского ландшафта до неузнаваемости.
Нынче застройщики уверены, что лучший помощник в освобождении земель под застройку в центре и не только – время. Дому нужно дать разрушаться самому, помогая этому забытьем и вандализмом.
Всё это выглядит логичным поведением для глупцов.

 Воронеж - исторический город.    Гравюра XVIII века & слово  Петра I и  Екатерины II/
Воронеж - исторический город. Гравюра XVIII века & слово Петра I и Екатерины II/

Зачем разрушать исторические здания прошлых веков и понятных архитектурных стилей? Чтобы потом отправляться за тридевять земель - посмотреть аналогичные артефакты и искренне восхищаться их сохранности и применимости в современном мире для жизни и работы. Обеспеченные люди прошлого, обладающие кругозором, образованные и разбирающиеся в перспективах не поступали так глупо, они строили город для себя и других, прекрасно сознавая, что именно может сохранить добрую память о них и принести пользу.
Пока мало кто понимает, как извлечь экономическую выгоду из площади старинных домов, сравнимую по выгоде сносу, строительству, а потом эксплуатации нового высотного здания.
Важно представлять, что сохранившиеся исторические здания для себя способны поднять минимальную выручку, зато очень сильно влияют на рентабельность окружающих объектов. Хотя бы потому, что приведенные в порядок они сами по себе создают магнетический интерес. А расположенные по соседству с ним офисы и жилье поднимают стоимость кв. метра. Старые объекты кроме исторической ценности имеют откровенную возможность делать квадратный метр и место ценнее и дороже.
Не обязательно такие здания должны висеть якорем на бюджете, они могут быть в частном обороте, и по возможности и приносить выгоду своим существованием.

-2

Частник должен знать, что высотные здания в тех местах, где они не предусматривались историческими планами застройки, уменьшают престиж города.
Ровная человеческого масштаба городская среда на сегодня является самой статусной.

Сейчас важно выучить наизусть: Наш Воронеж – исторический город. Но этого будет не достаточно, для того чтобы здания городского наследия перестали исчезать.
Воронеж теряет историческое лицо?
Время по разным причинам оставляет градостроительные шрамы, акценты и доминанты в городской среде. Всё происходящее спорно. Так уже было не раз. Например, тогда, когда новый русский капитал только входил в свою силу, он превращал дворянские усадьбы центра в доходные дома. Дома выходили к проезжей части, давили пространство и подчинялись смыслу заработка.

Планировка  центральной  части  города   на   старинных   открытках    19    века.
Планировка центральной части города на старинных открытках 19 века.

Потом город преследовала промышленная застройка, следом архитектурные устои взбивал модерн. Затем пришёл конструтивазм. Ему на смену сталинский ампир. Потом долгое время не было ничего, кроме рационального строительства.
А после Великой Отечественной войны, почему то восстанавливался исторический центр! Так решил академик Троицкий, видимо он понимал, для чего существует архитектурная среда прошлого.
Уверен, если бы не он, город мог бы легко выглядеть иначе. И вот старое привычное подошло к очередной черте противоречий с точкой зрения на развитие, застройки, жизнь и капитал новых людей (быть может, не всегда умных, эрудированных и грамотных). И, тем не менее, у нас, для нас и перед нами есть несколько примеров сохранения градостроительного пространства в новых решениях и задачах.

Я расскажу вам о шести подобных примерах реноваций зданий, которые мы могли легко потерять. И которые можно привести в качестве примеров извлечения экономической выгоды, сравнимой выгоде сноса, потом строительству, а потом эксплуатации нового здания.

Улица  Средне-Московская  образовалась  в XVIII веке.   Генеральный   план  1774 года.
Улица Средне-Московская образовалась в XVIII веке. Генеральный план 1774 года.

1. Строение 30 на улице Средне-Московской. Нынче в нем размещается винный бутик-траттория TopWine. Слава новому владельцу, который дал вторую жизнь построенной в середине XIX века купеческой усадьбе. Почему для нас этот здание важно?

Дело в том, что на сегодняшнее время вся улица Средне-Московская - единственная крупная улица центральной части города, сохранившая название и планировку XVIII века. Кроме этого практически вся четная сторона улицы представляет практически единый ансамбль, т.е. историко-архитектурное наследие, состоящее из красивых зданий XIX века. Эти дома стоят от перекрестка с улицей Ф. Энгельса, на краю бывшей Щепной площади. Сама усадьба по адресу Средне-Московская 30 цепляется за анатомию улицы и сохраняет связь поколений, пространства, времени. На соседних улицах ещё можно найти исторические здания, представляющие историю промышленного и предпринимательского взлета столыпинской России: усадьба прасола, лютеранская церковь, фельдшерский флигель, постоялые дома. Справка: улица Ново-Московская, а потом Средне-Московская образовалась в XVIII веке. Прокладывалась по генеральному плану 1774 года. Получила свое название, поскольку размещалась между Большой Московской - ул. Плехановской и Старой Московской – ул. Ф.Энгельса.

      Комплекс   зданий   бывшего   ликеро-водочного   завода   на   улице   Кольцовской,  24.
Комплекс зданий бывшего ликеро-водочного завода на улице Кольцовской, 24.

2. Ликерка - комплекс зданий бывшего ликеро-водочного завода на улице Кольцовской, 24. Справка: Изначально здесь располагался Казенный винный склад, который открылся в 1900 году. Потом и в советское время долго производились горькие и сладкие настойки – «Зверобой», «Зубровка», «Полынная», «Спотыкач», «Запеканка», «Неженская рябина». Затем к ним добавились ликеры: «Мятный», «Лимонный», Ванильный», «Апельсиновый». Следом через банкротства и скверное управление комплекс все-таки привели к реконструкции или реновации. Теперь тут расположена мощная винотека, ресторан, областной департамент архитектуры и ряд разного рода развлекательных заведений. Т.е бывший Казенный винный склад не может далеко отойти от своего основного предназначения, а удивительная эклектика архитектора Баранова спасла комплекс зданий от варварского разрушения. Точнее сказать, она помогла новым владельцам увидеть реальные шансы получать доход и остаться достойными потомками русского предпринимательства.

3. Здание на Кольцовской под номером 1д.
Первый авторский отель в России «Бронзовый кабан».
Находится он в «цветочном квартале» Воронежа. Здание постройки 1826 года. По правде сказать, к моменту начала реконструкции город это здание практически утратил. Нам повезло. Нашлись умные, образованные люди, которые придумали волшебную историю отелей «Андерсон» ( в честь сказочника, разумеется).
Сама гостиница получила имя в честь произведения, которое было первым напечатано в России в 1845 , в журнале «Современник» - «Бронзовый кабан». И сейчас мы имеем первую гостиницу города, которая расположилась в отреставрированном здании – памятнике архитектуры 19 века.
При реконструкции сохранили и сделали элементами нового декора кирпичную кладку, напольную плитку, деревянные балки.
Значит, возможно, приспособить к современному использованию памятник здания XIX века!

Справка: В 2016 году в результате открытого голосования отель стал победителем номинации реконструкция и реновация с формулировкой «За любовь к старым стенам» на всероссийском конкурсе «Приметы городов». По мнению ведущего международного журнала по архитектуре и дизайну WWW.admagazine.ru – воронежский «Бронзовый кабан» претендует на звание первого авторского отеля в России.
Земская школа в Нелже. Год постройки 1904.  Памятник буржуазной реформе в России.
Земская школа в Нелже. Год постройки 1904. Памятник буржуазной реформе в России.

4. Земская школа в Нелже. Год постройки 1904. Настоящий памятник буржуазной реформе в России, памятник отношению к образованию и земскому управлению. Красивые слова. А мы ведь могли про это здание не вспомнить и не припомнить, не доведись ему попасть в хорошие руки и подвергнуться реновации. Здание было спасено и погружено в новый образовательный процесс. Нынче Земская школа в Нелже – одно из образовательных мест большого комплекса Нелжа.РУ. Кстати, Нелжа - одна из резиденций Деда Мороза в России. Тема для нашей страны очень популярная. Земская школа в Нелже - немного музей, немного библиотека, немного лекторий на территории Лесной резиденции дедушки Мороза. Вероятнее всего, именно тут в «Коллекции традиционной глиняной игрушки России» хранятся последние экспонаты знаменитой Карачунской и Рамонской глиняных игрушек.

Справка: 1861 год. Отмена крепостного права и начало буржуазных реформ создали благоприятные условия для модернизации страны. Основная забота в просвещении народа после земской реформы 1864 г. легла на плечи органов местного самоуправления - земских учреждений.
Благодаря земству был создан недостающий фундамент школьной системы - массовая начальная школа.

5. Здание кинотеатра Спартак, площадь Ленина 13

Сейчас это крупный развлекательный комплекс с кинозалами. В Воронеже уже стали забывать и не приводят в пример другим коммерсантам историю с приобретением этого здания. А стоило бы вспомнить это образцовое сохранение профиля при реставрации и деликатную работу с общественным мнением по снятию напряжения, что «мол, пропадет наше все» Сейчас многозальный комплекс не идеальное место для досуга, но по многим показателям пример и камертон ответственного поведения в культурном пространстве города.

Справка: «Спартак» — один из старейших кинотеатров Воронежа. Расположен на площади Ленина. Открыт в 1913 году под названием «Ампир». В советское время был переименован в «Спартак». Во время Великой Отечественной войны сильно пострадал и был восстановлен в стиле сталинского ампира.

6. Дом №6 по улице Феоктистова.

В 1950 году, т.е. практически сразу после войны в этой части города строилась улица Мира, и по проекту архитектора Руднева Дом №6 решено было возвести на месте бывшего здания Михайловского кадетского корпуса на его фундаменте. У взорванного во время Великой Отечественной войны строения отлично сохранился цокольный этаж. На нем и возводился жилой дом. Стиль - сталинский ампир.
Роскошь, помпезность, величественность и монументальность. Для сталинского ампира характерно использование архитектурных ордеров с четкими пропорциями и обильным декором. Советская символика, рабочие, колхозники, военные были главными героями барельефов и мозаик.

Справка: Пространство Железнодорожного вокзала с примыкающей нему улицей Мира и формирующими кварталами-домами слева и справа до сих пор выглядят очень актуальным пространством. Послевоенная застройка выполнена кварталами, здания человеческой высоты, с улицами человеческих масштабов, с активным пешеходным движением, скверами, парками, с выраженной перспективой и собственной аутентичной архитектурой. Именно эти характеристики и определяют ценность пространства в прямом и буквальном смысле в настоящее время.

В 2020 году при капитальном ремонте здания жильцы настояли на сохранении исторического архитектурного образа дома. Казалось бы, очень простая для понимания вещь. Так получилось, что этот дом выполнен в стиле сталинского и хрущевского времени, что не менее интересно. Фасад дома по нечётной стороне щедро украшен лепным декором и барельефами – яблоками, виноградом, серпами и молотами, вазонами. Декоративная лепнина украшает арку и изнутри. А фасад по чётной стороне, напротив, лишен декора и имеет аскетичную арку.
Дело в том, что дом достраивали после постановления 1955 года «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», которое положило конец сталинскому ампиру. Действия управляющих, администрирующих и исполняющих компаний города могли продолжить действия уничтожающего постановления Никиты Сергеевича, но благодаря умным людям, архитектурные излишества старого ансамбля дома сохранены.

Улица Феоктистова, названа в честь  разведчика, героя Советского Союза,  космонавта.
Улица Феоктистова, названа в честь разведчика, героя Советского Союза, космонавта.

Бетон лепнины при реставрационных работах заменен на гипс. Это экономическое решение на самом деле позволило добавить проработки в рисунки, линии, орнаменты. Результат капитального ремонта сталинки с триумфальной аркой мы сейчас можем видеть. Стоят на месте венчающие арку каменные вазы с фруктами. Они знакомы и дороги коренным воронежцам и вызывают восхищение у гостей города.
Вазоны теперь могут рассказывать ещё одну историю про то, как жителями дома сохранена «Триумфальная» арка и весь архитектурный ансамбль, точнее одержана победа, в честь которой и было построено это здание.

Феоктистов Константин Петрович: участник войны. мальчишкой сбежал на фронт. Был полковым разведчиком. Первый гражданский космонавт Мира. Герой Советского Союза. Название его именем улица в центре Воронежа очень символично. Микрорайон строился как символ Мира и Победы. А Константин Петрович по сути первый невоенный человек в Космосе, инженер.