Своим поведением представители массы (бессознательно подчиняющиеся законам массового поведения) обязаны архетипическим составляющим психики,
которые частично были сформированы еще до его рождения и представлены опытом предков,
а частично формировались уже в результате личного опыта каждого индивида,
и поэтому в большинстве случаев исключительно индивидуальны для каждого конкретного индивида
(поэтому люди друг от друга о отличаются в деталях восприятия окружающего мира, соединяясь в общем взгляде на мир, потому что общее как минимум едино в восприятии одной расы, одного народа).
То есть, личное бессознательное формируется при жизни индивида посредством активации его репрезентативных систем (аудиальной, визуальной и кинестетической),
а также сигнальных систем организма (чувство, запахи, и тому подобное),
а формирование коллективного бессознательного напрямую зависит от опыта человечества, опыта предшествующих поколений.
На информацию, поступающую при жизни, частично оказывает влияние не только сам индивид, но и среда обитания, которая формирует направленность мыслей в спектре знаний индивида.
При этом, если индивид обладает соответствующей волей и характером, помноженным на некую генетическую предопределенность,
то можно допустить, что он в какой-то мере сам способен участвовать в формировании бессознательного собственной психики, а также и предопределять судьбу (в условных пределах, разумеется).
Бессознательное это багаж знаний, накопленный в процессе жизни человека.
Причем, следует обратить внимание на необходимость постоянной «пополняемости материала», постоянно забрасывая все новые и новые порции информации в топку (мозг).
Информация таким образом будет переработана и явится следствием возникновения у индивида определенных мыслей и соответствующих поступков.
И первое и второе — в русле новой информации, поступившей в подсознание и вступившей во взаимодействие с уже имеющейся там информацией раннее; информацией, отложенной, закрепленной, в психики в виде архетипов, т.е. устойчивых механизмов.
чемпион мира (США,1998), тренер-психолог 3-х чемпионов мира, преподаватель факультетов психологии, педагогики, ФиС 3-х вузов (1999-2011), автор 250 книг.