До сих пор распространено мнение, что деиндустриализация, якобы идущая вразрез с теорией «классического» капитализма, в России является главной причиной экономической отсталости и всех вытекающих отсюда бед. Однако если взглянуть на картину в общемировом историческом масштабе, то ситуация выглядит гораздо иначе.
Деиндустриализация начала охватывать капиталистический мир сравнительно давно, еще с начала 70-х годов. Первыми под ее волну попали самые богатые и промышленно развитые страны - Германия, Великобритания, Франция, США. Возрастающий спрос на услуги, глобализация, но самое главное - перемещение производственных мощностей в страны с более низкими издержками - вот что стало первопричиной массового сокращения заводов и фабрик. При этом, несмотря на поддержку относительного благополучия собственного населения, совершенствовать орудия труда, снижать нагрузки и повышать благосостояние рабочих стран третьего мира, капиталисты конечно же не спешили.
После поражения социализма волна деиндустриализации накрыла и страны Восточной и Центральной Европы, а также Азии. Здесь причина была уже иной: неспособность предприятий, выросших в условиях плановой экономики, конкурировать на свободных рынках. Тем не менее уже через некоторое время многие из вышеперечисленных стран начали интенсивно привлекать прямые иностранные инвестиции, главным образом в развитие обрабатывающей промышленности, что послужило залогом немалого успеха, в частности таких странах, как Польша, Чехия, Словения, Китай, Индия, Индонезия, Таиланд и другие.
Важно отметить, что развитые страны после всего произошедшего вынесли для себя серьезные уроки, и индустриализация вновь вошла в повестку дня. Так, например, президент Франции и правительство Великобритании выступили с инициативой новой промышленной политики и возврату к «реальным ценностям», в Германии произошла многотысячная забастовка литейщиков, поддержанная профсоюзом IndustriALL, на которой рабочие высказались о недопустимости дальнейшей ликвидации рабочих мест. Разработку новой промышленной стратегии инициировал также и президент США, заявив: «Если США потеряют способность производить товары, то мы потеряем способность к инновациям, потеряем талантливых людей, наш уровень благосостояния понизится, и мы не сможем обеспечивать достойный уровень национальной безопасности». Не правда ли, последнее очень напоминает путь, который прошла за последние 20 лет Россия. А что же Россия?
Как и в других странах бывшего соцблока, деиндустриализация в России была неизбежна. Под сказки неолибералов о том, что, дескать, производить в РФ есть невыгодно из-за дорогой рабочей силы, недостаточного инвестирования, холодного климата и т.д., в нашей стране грандиозными темпами началось фактическое истребление всех сфер промышленности: крупные заводы, малые предприятия, научные центры уничтожались десятками тысяч в год. Те, что не уничтожались - переносились на периферию, пригороды или даже другие регионы, что логично объясняется огромной стоимостью земли, некогда бывшей под ними. Только в Москве и Петербурге так были уничтожены целые промышленные кварталы.
В последние годы процесс деиндустриализации успешно продолжился: разобравшись с якобы «неприбыльными» активами, нынешняя капиталистическая система пустила под нож последние оставшиеся в живых крупнейшие производства, которые были не только легендой советского производства, но и успешно работали по сей день, имея в том числе заказы из-за рубежа. Вспомним лишь 2018 год: Красный Октябрь, ГКНПЦ им. Хруничева, Владимирский моторно-тракторный завод, Ижметмаш, ЮУМЗ - и это далеко не полный список.
Истории грабежей и банкротств заводов сегодня до боли похожие: их акционируют крупные столичные холдинги-концерны, которые забирают себе 99% прибыли, оставляя рабочим копеечные зарплаты, далее под маской «оптимизации» проводят массовые увольнения, сокращение производственных территорий либо их выдворение за черту города, а то и в другие регионы, - на их местах тут же вырастают элитные жилые кварталы или офисы. Иногда это приводит к порогу социальной катастрофы, как, например, в моногородах или в случае недавних протестов на московских хлебозаводах.
В результате подобной политики, которая длится вот уже более 25 лет, государственный строй РФ заслуженно получил определение «периферийный» капитализм - государственная система, характерная для стран «третьего мира», сформировавшаяся на основе колониальных стран и несущая ее характерную черту, главным образом, как сырьевой придаток и рынок сбыта промышленно развитых стран.
Теория «периферийного капитализма» появилась относительно недавно и отчасти сопоставима с ленинской идеей империализма, однако она имеет свои особенности. Например, в ленинской теории периферийные страны воспринимались как пролетарские, то есть участвующие в производстве мирового богатства. Периферийный же капитализм рассматривается как тупиковая ветвь мирового развития.
Основными чертами периферийного капитализма являются: экспортный (сырьевой, компрадорский) и зависимый характер экономики, олигархическая система правления, коррупция госучреждений (кумовской капитализм, мафиозное государство), неразвитый внутренний рынок в условиях нищеты подавляющей части населения. Яркими его следствиями являются утечка мозгов, трудовая миграция, бегство капитала, исчерпание ресурсов, депопуляция и рост социальной напряженности. Все это как нельзя более точно описывает сегодняшнее состояние дел в российской экономике.
Потому не удивляет и стагнация нынешнего российского рабочего протестного движения: промышленный пролетариат сегодня вытолкнут далеко на периферию от центра столицы, где находится под жесточайшем контролем. Столица же, находясь в центре финансовых потоков, вполне позволяет себе поддерживать относительное благополучие местных наемных работников. Не тем ли вызвана столь слабая поддержка тех же пенсионных протестов в нынешнем году в Москве?
Делаем выводы. Политика российских капиталистов, направленная на полное уничтожение отечественной промышленности, сегодня безусловно является антинародной и компрадорской. Одним из ее последствий уже в скором будущем станет необозримое поле супердешевой рабочей силы (напомним, что в Европе зарплата менее 760 € официально приравнена к зарплате раба). Безусловно, что господа капиталисты других государств непременно захотят воспользоваться данным поводом, и недалек тот час, когда в Россию хлынут потоки транснационального капитала, и РФ полностью превратиться в страну «третьего мира». Но именно в таких условиях и начнет зарождаться революционное пролетарское движение, которое рано или поздно похоронит капитализм. Ибо последний уже давно доказал, что при нем мы никогда не попадем ни в какое «роботизированное общество» и не достигнем освобождения труда и досуга. Произойдёт это только через социальный революционный взрыв.
Оглавление