Найти в Дзене
Блог Эвелины Гаевской

"Зона комфорта", миллионы просмотров, почему? Мнение психолога

Оглавление

После того, как я поделилась впечатлениями о реально понравившемся и запоминающемся для меня сериале В поле зрения/ Подозреваемый/ Person of interest (очень рекомендую!) , мне посоветовали посмотреть наш российский сериал Зона Комфорта.

Рекомендовали его как веселый и отражающий правду жизни.

На Кинопоиске его еще нет, но там есть много восторженных, не побоюсь этого слова, отзывов.

Меня зовут Эвелина Гаевская, я практикующий психолог, на этом канале пишу о психологии и иногда о кино. На авторский тег, под которым я пишу посты про кино, можно подписаться:

#чтопосмотреть_eg

Эвелина Гаевская, фото из инстаграм @evelinagaevskaya
Эвелина Гаевская, фото из инстаграм @evelinagaevskaya

В этом посте я не буду анализировать сюжет с точки зрения психологических моделей или процессов - он достаточно простой. Это классическая "комедия положений", где герои постоянно попадают в нелепые ситуации.

Здесь я хочу поделиться своими впечатлениями, почему именно этот сериал вызывал такой теплый прием у аудитории. Создатели фильма даже говорят, что сами не ожидали.

Все дело в попадании в архетипы. Именно из-за того, что все персонажи сериала, отражают самые точные и типичные черты, сериал так хорошо принят аудиторией.

Рассмотрим подробнее, какие архетипы работают в сериале? Спойлеров не будет, после этого поста не менее интересно сериал смотреть. Итак, архетипы.

Узнаваемый образ
Узнаваемый образ

Иванушка-дурачок

Этот архетип представлен тремя мужскими персонажами: собственно, главный герой, его лоховатый друг, и отец героя.

Главный герой сериала, Ярослав Костров (в исполнении Гарика Харламова) - это обычный среднестатистический российский мужчина - с каким-то непонятным (околокриминальным?) бизнесом, с любовницей, женой, детьми, родительской семьей, другом-лохом, провинциалкой-лохушкой с которой он играется, сам не зная зачем, с "друзьями" из средней Азии, которых он и боится, и не уважает.

Гиперактивный, деятельный и совершенно, абсолютно безответственный. Зависимый от всех и при этом с патологическим невезением из-за собственной глупости. Иванушка и есть. Национальный русский сказочный вариант, в общем.

Но, в отличие от героев русских сказок, Ярослав Костров путь героя не проходит, поэтому не стать ему "царем", полцарства не получить.

Чаще всего современные иванушки становятся безынициативными, слоняющимися от холодильника к телевизору, опекаемыми женами пожилыми дяденьками. Типаж этот отлично мы видим в отце главного героя.

Трикстер

Вполне конкретно выраженный трикстер в этом фильме - это, конечно, адвокат. Недосягаемый, закрывающий свои потребности за счет других, в выигрыше, благодаря использованию чужих слабостей, нечестный и пребывающий в прекрасном расположении духа. Все время шутит. Но все по-настоящему, в каждой шутке лишь доля шутки, как говорится.

Грубый вариант трикстера - это парочка безбашенных казахов, которые на ровном месте, как из рога изобилия, создают проблемы.

Собственно, адвокат и казахи дергают за веревочки нашего героя.

Интересно, что главный герой, Ярослав Костров, если не сдуется в формат типажа своего отца, вполне может эволюционировать в трикстера. Дурачки могут эволюционировать в скоромрохов (трикстеров).

Все задатки есть: он, словно сказочный Петрушка, является инициатором всех нелепых ситуаций для других героев, кроме героев-трикстеров. Забавный факт, характерный для трикстеров: сам герой никуда не попадает, он вполне комфортно себя чувствует в норвежской тюрьме, больше похожей на хорошую гостиницу.

И вот, сидя перед экраном монитора, звоня своим родственникам, друзьям и знакомым, наш Иванушка, в лучших традициях креативизма, создает события, в которых, как в навозной куче, копошатся все остальные герои. И втягивают в эту возню всех, кто, по невезению, случайно оказывается рядом. Таких же бестолковых.

И кстати, адвокат-трикстер тоже с тюрьмы начинал. Почему нет.

Мама-манипулятор и одновременно наседка

Материнство в российском менталитете - это где-то между святостью и терроризмом. Мать главного героя - тоже классический архетип российской женщины средних лет. Горящая изба и скачущие кони - их специализация. Но 21 век все-таки это какая-никакая, а цивилизация. Поэтому власть свою этот персонаж реализовывает, устраивая театр одного актера на тему сердечных приступов:

"Я тут умираю на глазах у всех"

Примечательно, что любую по-настоящему мужскую ( то есть связанную с экспансией и социальными достижениями) инициативу своего мужа мать Кострова, резко купирует. Нечего что-то делать, с другими мужиками общаться и конкурировать. Пусть дома сидит. Салат ест.

Символическая кастрация детектед.

А поскольку мужчины обычно любят своих мам, наш главный герой жену выбрал такую, чтобы тоже его пилила. И чтобы дань уважения (или солидарности?) отцу-подкаблучнику продемонстрировать.

наши матричные символы
наши матричные символы

Женский триединый персонаж: жена, блудница, святая

Это классические женские архетипы, мировые. Но в данном посте мы акцентируемся на российском менталитете.

Я объединила в единое целое этих героинь, так как они одинаково важны для нормального пацана. Недостижимый мужчинами идеал женщины - так, которая сочетает в себе качества всех трех архетипов. Но в реальной жизни это отдельные женщины, так или иначе присутствующие в жизни мужчины. О каждой по-отдельности можно написать. Каждый архетип реально имеет свою "суперсилу", которая в данном сериале принимает конкретную форму.

Правда, я не поняла, чем интересна жена, с нее и начнем.

Жена как знамя

Думаю, это в наших, русских-народных традициях - жена абсолютно ассоциальное существо. У нее нет подруг и друзей. Про родителей ничего не сказано (есть такая шутка, что жениться надо на сироте.) Чем жена занимается - непонятно. Есть ли у нее работа? Кто она по профессии? Что она вообще делает в жизни? Об этом ничего нет в сериале. Мелькает намек на ее, наверное, обязанность возить детей в школу, которой она благополучно манкирует после ссоры с мужем, решив просто напиться. Или пойти в сомнительный и небезопасный для женщин клуб. Не, ну а чо. Женское счастье же.

Вот и все. Дети достаточно взрослые, самостоятельные. На дом жена заказывает суши. Герой ее любит и ею дорожит. Потому что любят не за, а вопреки, понятно же?

У жены умное лицо, но, судя по ее действиям - она умом как раз не блещет. С мужем ее объединяют какие-то воспоминания о хорошо, благодаря допингам для взрослых и песне Мой Дельтаплан, проведенном времени. In vino veritas, как говорится. Дурак дурака видит издалека.

Персонаж жены настолько пуст, как и архетипичен.

Особенно шедеврален простой факт: люди вместе 20 лет, но как незнакомцы. Зачем же с женой разговаривать начистоту, верно? Герой все время врет жене, да так, что у нее в конце концов хватает ума спросить его:

"Что ты за человек, Костров? я ничего о тебе не знаю!"

Дошло. До многих доходит, надо сказать, в нашей реальности, случается. Все эти истории " жили-были" несколько лет, и внезапно БАЦ! Муж-полковник оказался педофилом, растлившим пару подростков (реальная история). Не говоря про внезапно поехавшей крыше у мужа, когда он решает искалечить жену. Или открыть для себя новые горизонты удовольствий с новыми разнообразными партнерами. "Бес в ребро" это по-нашему. Бывает, приносят в дом и недавно родившим женам всякие "подарки" , из тех, которые сильными антибиотиками лечатся обычно. Если лечатся. И да, это тоже реальные истории.

Поэтому персонаж жены в "Зоне комфорта" типичнейший. Многие из российских жен, в том числе так называемых " гражданских", так живут.

Надо отдать должное - жена морально поддерживает мужа, когда он устает от своего вранья и осознает, наконец, ту реальность, в которой находится. Вроде и хорошо. Но как-то опять к фантазиям о своем всемогуществе он возвращается. Ну, то есть к привычной модели поведения - всем наврать, всеми манипулировать, создать движуху.

Возможно, это и есть главное предназначение жены - утешать и поддерживать слабости мужа?

Блудница

Это тоже в российском менталитете - относиться к женщине, как к какой-то зверушке.

У персонажа есть основное имя: Писюня, и все производные. В миру ее зовут Кристина, она работает юристом ( абсолютно не разбираясь в вопросе) в фирме своего женатого любовника - нашего героя. Принимает от него дорогостоящие подарки, которые он у своих детей отнимает.

Чуть ниже в тексте станет понятно, почему для нормального пацана инвестиции в любовницу важней инвестиций в своих детей.

Данный персонаж - пример реально суперадаптации сексуальной женщины к суровым российским условиям. Вот у кого мозги работают нормально, и блондинистая внешность с соответствующими губами - не помеха.

У Писюни есть прекрасная жизненная стратегия выживания, которая позволяет ей не иметь, в общем-то проблем, даже несмотря на то, что наш герой-Иванушка и ее умудряется впрячь в свои замуты. И именно к любовнице он обращается за помощью, когда надо кого-то спасать еще. А спасает эта дама полусвета сразу двоих: отца героя, обратившись за помощью к знакомому депутату, и его дочь, обесценив той ее романтические представления о любви к тридцатилетнему (ч)удаку.

Неплохой уровень доверия, да? Не мать дочери решает вопрос, не жена отца спасает своего мужа. Именно к писюням обращаются иванушки.

Именно блудница оказывается наиболее ресурсной в плане решения проблем, чем наш герой и пользуется с русским размахом: если у ж иметь женщину, так иметь. Во всех смыслах. Тем более, дорожить особо и не надо.

Примечательно, что степень доверия и искренности к такой женщине гораздо выше, чем к другим женщинам. Никому из других героинь Костров про свои проблемы прямо не говорит. Хотя врет всем.

Святая

Это довольно цельный персонаж. Русское прочтение архетипа Прекрасной дамы, воспетого трубадурами, несомненно, имеет свои особенности. На Руси всегда хорошо относились к блаженным. Поэтому образ чистой и слегка малахольной невинной девицы, влюбившейся по интернету в женатика, и приехавшей к нему насовсем из глухой провинции - тоже классика. Герой дорожит Лизой, разговаривает с ней, как говорят с маленьким ребенком. И есть за что.

В русской святости и готовности к самопожертвованию, есть свой стержень, предел, показывающий суть, настоящесть, герой ты или нет.

Когда Лиза осознает степень лжи, которую, словно кирпичи, выдает в мир Костров, она прекращает общение с ним. Потому что "а ты не летчик" оказался.

наши девушки!
наши девушки!

Сериал наполнен множеством узнаваемых и милых сердцу россиян деталей: и по диагонали стоящий на стоянке депутатский джип, и пожилой сиделец-сосед, и разборки в аэропортах перед вылетом на море, пьяные друзья и укуренные азиаты-мигранты, отношение к пожарной безопасности - прекрасно все.

Потому и цепляет. Узнаваемое. Родное. И бессмысленное.

Этот сериал - отражение реального общества. Где героями становятся не герои, а посредственности. Где Ольгу Бузову считают умной, потому что она богата и известна. Где донатят унижения, насилие и убийства в эфире. Где все меньше искренности в отношениях близких, все меньше настоящей дружбы, все больше лжи. Где депутаты могут стрелять в людей. Где интимности нет, а близость не существует. Где непонятно чем занимающиеся люди мечтают купить ломик в другой стране (чтобы что?). Где абсурд и бессмысленность человеческой жизни уже никого не беспокоят, а наоборот, вызывают смех. Где смыслы всего извращены бесконечным пустым враньем...

Этот фильм я бы не стала пересматривать, и продолжения не хочется. Но смотрится на одном дыхании, весело.

Так что к просмотру, все же, рекомендую. Если вы готовы к нашей, родной лексике - тем более. Детей от экрана придется убрать. Строго 18+. Такую действительность пока детям не стоит показывать.

Ваш реалистичный психолог

Эвелина Гаевская

PS

Для большего охвата этого поста ниже реклама, слабонервным можно отвернуться.

Для теории

и понимания, что такое архетипы, как они читаются по внешним признакам, например в поведении человека, и как они работают, рекомендую классику, а именно:

две книги Юнга: "Архетипы и коллективное бессознательное" и "Человек и его символы".

И еще есть интересная книга от ученицы и коллеги Юнга, Марии-Луизы фон Кранц "Миф Юнга для современного человека"

Приятного просмотра и интересного чтения)