Самый пестрый и ключевой вид народного промысла в Азербайджане – ковроткачество. Решительно невозможно понять, с чего все началось, ведь первые известные нам примеры этого искусства родом из 2-го тысячелетия до н.э.
Ковроткачество – #искусство максимально практичное. За сотни поколений до нашего ироничного отношения к коврам на стенах азербайджанцы использовали их для создания уюта и своего рода дизайна интерьера жилищ.
Стенами дело не ограничивалось – ковры клали на пол и на мебель, иногда даже на столы.
Ковровая психоделия Фаига Ахмеда
Покрытый пылью веков ковровый национальный фольклор и оставался бы таким, если бы не ловкач Фаиг Ахмед – современный #художник из Баку. Он сделал традиционные ковры тем, чем они должны быть сегодня – гипнотическими психоделическими образами.
И сделал нетривиально, совсем не похоже на мемы и шутки про просмотр ковра после употребления не тех грибов. Хотя, конечно, параллель напрашивается. От традиции Фаиг тоже не оставил камня на камне, деконструировав ее изнутри.
Привычный узор, за которым скрывается бездна
Характерная черта работ художника – использование традиционных, привычных глазу мотивов, которые неожиданно срываются в сбои и калейдоскопы, плавятся и дробятся. Кажется, что Ахмед не промахивается и мастерски концептуализирует древнее искусство, делая его актуальным и созвучным искусству современному.
Традиционный инструментарий для нетрадиционных произведений
Вопреки вероятному первичному впечатлению, художник не гонится за пошлым совмещением прошлого и настоящего. Он копает глубже, работая с оригинальными, исконными для азербайджанского ремесла материалами и цветами.
Художник убежден – историческое наследие это нечто большее, чем просто пыльный антиквар. В нем кроется идея стабильной и понятной жизни, которая как раз и привлекает исследователей – таких как он сам.
А как вы относитесь к такой игре с традицией? Считаете ли ее легкомысленной и неуважительной? Или нам сейчас нужно такое переосмысление?