Всем привет. Не так давно Хорошизики ни с того ни с сего вновь подняли вонь по поводу «Последнего богатыря», опубликовав у себя интервью одного из актеров, сыгравшего «плохого» Добрыню:
И прежде, чем разбирать саму статью 2017 года выпуска о фильме, уделим немного времени этому посту. Начинается он довольно-таки пафосно, да и сектанты миом узнали в Дятлове своего человека, который хотел покаяться и завязать с антисказками, да вот проклятые режиссеры заставили:
Любопытное интервью от одного из актёров, снявшихся в фильме Последний богатырь. Из интервью следует, что Е.Дятлов достаточно хорошо осознаёт вредоносность подобных антисказок, размывающих понятие добра и зла, и тем не менее согласился на съёмки. Подробный разбор фильма Последний богатырь опубликован на сайте Научи хорошему: (ссылок не даем, чтобы не делать рекламу сектантам, прим. АНХ-2019). Настоятельно рекомендуем ознакомиться. Далее текст интервью
Так, что же там с текстом?
Так получилось, что я поначалу не просто не соглашался сниматься в роли Добрыни Никитича, а даже долго упирался! На момент начала съёмок в картине «Последний богатырь» я уже твёрдо решил для себя, что больше сниматься нигде не буду. И вдруг – предложение сняться в этом фильме. Я сказал: «Знаете, я уже подумываю с этим завязать, поэтому наверно лучше ищите другого актёра». Мне ответили: «Нет, нам очень хочется поговорить именно с вами». Я снова настойчиво предложил поискать кого-нибудь другого для этой роли. «Мы уже искали и всё-таки хотим обсудить роль именно с вами».
Я приехал на студию, мне рассказали, какую роль предлагают. Я говорю: «Вы знаете, на роль Добрыни Никитича могут претендовать много прекрасных актёров» и перечислил несколько фамилий. На что мне сказали, что их кандидатуры уже рассмотрели и всё-таки остановились на мне.
Прочитав сценарий, я тоже остался недоволен. В русских сказках богатыри как правило всегда изображаются без каких-то глобальных изменений в образе, в характере. А тут вдруг такой жёсткий перевёртыш: русский богатырь Добрыня Никитич в конце становится отрицательным персонажем. Но когда мы всё-таки поговорили с режиссёром, то обсудили эти спорные моменты, постарались найти компромисс и пришли к положительному решению с моей стороны (*интересно, что сыграло ключевую роль? Деньги??). А потом я просто влился в творческий процесс и начал получать от этого удовольствие.
Мне, конечно, хотелось, чтобы эта сказка осталась именно сказкой, и не было в ней никакого плохого подтекста. А так как некоторые архетипы наших русских народных сказок здесь изменены – нечистая сила предстаёт «пострадавшей стороной», а добрые силы предстают не совсем в выгодном свете, конечно, был для меня в этом некий диссонанс. Но надо было принять это для себя (???) и примириться с новым сказочным «раскладом».
Знал, что дело плохое и тем не менее согласился...
Лично мне кажется, что актер мягкотелый и все-таки не настоял в итоге на том, что не хочет сниматься в фильме, до последнего сопротивлялся, а потом согласился на компромисс, за углом клеймя сказку перевертышем на хорошистский лад. Хотя и режиссеры немного ступили, Добрыня в фильме второй по важности персонаж после Ивана, сына Ильи-Муромца, можно было бы отпустить этого новоиспеченного сектанта и взять актера чуть похуже, думаю народ ему небольшие небрежности простил бы.
Ну а теперь давайте перейдем к самому обзору, тут больше сказать нечего.
Во вступлении они, поддаваясь такой логической ошибке, как «Апелляция к личности» тыкают во всех, причастных к киностудии «Дисней» и «Yellow, Black and White». Про первую мы много нелестного слышали от сектантов, а вот на второй стоит чуть поподробнее остановиться. Она известна главным образом сериалами «Кухня», «Мамочки», «Отель Элеон», фильмами «Страна чудес», «СуперБобровы» и шоу «Уральские пельмени», и на основе причастности данной компании к этому деградантскому контенту на ТНТ и СТС секта и делает вывод, что фильм плохой, хотя он запросто мог бы и хорошим получиться, независимо от личностей создателей. Тут похожая манипуляция, как с фильмом-ужасом «Невеста», надо будет его тоже когда-нибудь глянуть, может и вправду хорошая картина. Но тупость их логики я думаю вы поняли.
Приступаем к самому разбору теперь:
Подмена понятий добра и зла
Одна из центральных идей, которым посвящен «Последний богатырь» – это систематически повторяющееся в продукции «Диснея» и, конечно, не имеющее никакого отношения к «стратегически возрождаемому» русскому фольклору понимание зла как добра, а добра – как зла. Ниже рассмотрим, какие ходы используются создателями «Последнего богатыря» для проведения данной подмены.
Ну давайте узнаем, как нас хотят перепрошить.
Аморальная личность как пример для подражания и великий избранный
Главный герой истории, Иван, с которым юный зритель себя соотносит и которому, тем самым, должен сопереживать, изображен откровенно непорядочным человеком – обманщиком, мошенником и циником. Он обманывает телезрителей, изображая из себя экстрасенса на телешоу / обманывает доверчивых клиентов, которым за кругленькие суммы «снимает порчи» и «ставит защиты» / даёт взятки / неуважительно и цинично относится к пожилым (его слова пожилой женщине: «Жить тебе до смерти на одну пенсию в 6000 рублей»). Далее же авторы оправдывают перед зрителем нынешний сомнительный моральный статус героя так: на самом деле, наш герой положительный – просто это его когда-то «сделали» плохим другие. Сюжетом раскрывается, что у нашего «отпетого мошенника» было трудное детство в детдоме, где он был хорошим и добрым, но однажды над ним поиздевались плохие ребята, и с тех пор он стал на скользкий путь.
Классика жанра, все та же шарманка о том, что если главный или еще какой-нибудь герой плохой, это обязательно пропаганда. Более того, они в силу своего дихотомического мышления отрицают то, что идеальных людей не бывает, у каждого есть какой-никакой изъян и каждому свойственно ошибаться в тех или иных ситуациях. Вы же сектанты, хотите, чтобы ваши герои были предсказуемыми, однообразными, скучными, чтобы ни кто там не пил, не дрался, женщины на кухне стояли и борщ готовили, а не брали меч и колотили врага, даже если экстренно нужно было тупо постоять за себя.
Напомню, что рейтинг фильма 12+, а к этому моменту можно уже было ребенка научить тому, чтобы он сам прекрасно истолковывал то, что происходит на экране. Что всякие экстрасенсы, маги, колдуны и прочие шарлатаны — это наша суровая российская действительность, которая расцвела в 90-е на почве тотальной тупости и необразованности советских граждан, где был полный бардак с гуманитарными науками. Да и при самой Советской власти мракобесов хватало, вспомните Нинель Кулагину с ее телекинезом и других некоторых индивидуумов со «сверхспособностями»:
И что наш герой, который подвергался буллингу в детдоме, не был осведомлен во всем этом, вот и выбрал магию как своего рода «прибежище» и попытку самореализоваться. А если вы, сектанты, так боитесь всяких экстрасенсов, покажите лучше своим детям ролики Михаила Лидина, они куда полезнее высеров вашего гуру Раевского.
Характерно, что данный прием – обозначение у отрицательного персонажа грустной предыстории, в рамках которой с героя подтекстом переносится ответственность за творимые им ныне злодеяния на кого-то другого – последние годы регулярно используется в диснеевских продуктах. Красноречивая ретроспектива…
Скидывается ответственность, вот как. Хотя как раз наоборот, герой искупляет свою вину перед теми, кого он обидел, обманул или не помог, например, перед девочкой, которая лежала в реанимации. Сначала он не хотел это делать, но помыкавшись в Белогорье он капнул на ее губы какое-то зелье и она пришла в сознание. Кстати, а что там с ретроспективой?
Да все просто: отсылка к фильмам и мультфильмам, которые мы уже разбирали. По ходу надо опять правки в статью «Продвижение зла Диснеем» вносить. Итак, что за фильмы?
Фильм «Оз: великий и ужасный» (2013). Теодора была милой девушкой и доброй волшебницей, но из-за предательства своего возлюбленного Оза и коварства своей сестры Эваноры превратилась в злую ведьму, сеющую раздор.
Теодору (наша статья про Оза здесь если что) никто насильно не заставлял откусывать яблоко и превращаться в злую ведьму, она могла запросто восстать против Эваноры и перейти на сторону Оза. А во-вторых, насколько я помню, вы клеймили именно его, за то, что он такой-сякой равнодушный, как и Иван, почему же вы к нему претензию здесь не предъявили. Мы же Ивана тут разбираем, а не Варвару к примеру. Хотя и до нее дойдем.
Фильм «Малефисента» (2014). Малефисента, как и Теодора, была доброй и чистосердечной волшебницей и встала на сторону зла из-за предательства своего возлюбленного, Стефана. После предательства Стефана она проклинает его ни в чем не повинную дочь на смерть.
В Малефисенте (статья про нее здесь) вообще нет героя, который проходит аналогичную Ивану и Озу трансформацию характера и поведения, там сразу Стефан укореняется в собственном зле и развязывает вону с одним из королевств, которому никакого дела до него нет. И опять же, почему Малефисента сравнивается не с Варварой в соответствующем разделе, а с Иваном?
Фильм «Золушка» (2015). Веру леди Тремейн в добро подорвала смерть её любимого мужа. Новый же муж её не любит, и из-за этого она окончательно становится злодейкой и всячески измывается над своей падчерицей Золушкой.
И опять тот же вопрос, почему сравнение здесь не с Варварой? Но уж раз вы заговорили о леди Тремейн, она не сильно отличается от мачехи в сказке, просто ее горе переходит в патологическую форму и преобразуется в ненависть. Тут считай и нет никакой подмены добра и зла в вашем понимании, сектанты, ведь прошлому леди Тремейн уделяется в Золушке мало времени.
Мультфильм «Моана» (2016). Сердце хорошей богини-созидательницы Те Фити украл полубог Мауи, она озлобилась от этого и превратилась в злую богиню Те Ка, уничтожающую мир.
Я уже устал повторять, что Те Фити (вот ссылка нашего подробного разбора про Моану), превратившуюся в Те Ка, нужно было сравнивать с Варварой. Кстати считать злом не просто персонажа, а богиню здесь абсолютно неуместно, в любой религии, неважно в языческой или монотеистических мировых любое «противоправное» действие, совершаемое в разрез с религиозными догмами влечет за собой наказание, которое Мауи и навлек там как на себя, так и на жителей островов.
Мультфильм «Зверополис» (2016). Лис Ник Уайлд стал мошенником из-за того, что в детстве в его порядочность не поверили друзья-бойскауты. Они побили Ника и унизительно нацепили на него намордник, подчеркивая, что он хищник, а значит, не может быть хорошим.
А Зверополис тут вообще не в кассу, мультик совсем о другом и как бы в понимании Хорошистов стирает понятия «хищник-жертва».
Предыстория Ивана в «Последнем богатыре» – за исключением момента хищности – абсолютно идентична предыстории Ника в «Зверополисе». Ивана также побили ровесники, после чего заперли в шкафу. Нацепили намордник = заперли в шкафу = ограничили свободу в проявлении себя хорошим. То есть, подтекстом, это другие люди «запретили» Нику и Ивану проявлять себя по жизни добрыми и хорошими, какими они были в детстве, и «против их воли» сделали их преступниками (=ложный перенос ответственности за собственный моральный облик с одного героя на других).
Эх, сектанты, посмотрел бы я на вас и ваших детей, если бы их в школе или детдоме травили аналогично. Наверное бы другую щеку подставляли, когда били по правой, и подавили свое возникающее по естественным причинам желание накостылять обидчикам. Вы же все такие толерантные у нас по сути: отрицая западную толерантность при этом побаиваетесь любого зла, насилия и т.д.
Перечисленные сюжеты продуманно подводят зрителей к одной и той же идее, что за злодеяния, которые творит один герой якобы отвечает кто-то ещё. За злодеяния, которые творит Теодора, как бы отвечают Оз и Эванора, показано, что это они сделали её «такой» / за злодеяния Малефисенты – отвечает Стефан / за злодеяния леди Тремейн – её мужья / за злодеяния Те Фити отвечает Мауи / за злодеяния Ника – дети-бойскауты, которые его обидели. Что касается «Последнего богатыря»: подается, что за нынешнюю мошенническую деятельность Ивана – поставленному, напомню, как пример для подражания – несут ответственность обижавшие его в детстве дети, воспитательница, которая не защитила, также недостаточно хорошие условия жизни (хотя, по видимости, это самое лучшее, что ему могла дать его сказочная семья – ведь Илья Муромец, пряча своего сына в обычной реальности, явно спасал его от гораздо худшей судьбы в Белогорье. Правда данный момент имеет и другое объяснение, о чем чуть позже).
Злодеяния в Озе творила Теодора? Вы серьезно? Насколько я знаю, всю эту кашу Эванора заварила, Теодора тупо сглупила, съев яблоко и превратившись в злую ведьму, а Оз с Глиндой и всеми остальными начали отбиваться в первую очередь, от главной зачинщицы — Эваноры. Стефан, как и было сказано выше, сам встал на дорожку зла и начал открыто вредить Малефисенте, Мауи в Моане поплатился не за то, что Те Фити такая плохая, а потому, что он украл у нее сердце, что делать в религии того племени категорически было нельзя, а Ника вообще ни к селу ни к городу приплели лишь только из-за какой-то драки с бойскаутами.
Теперь по поводу переноса ответственности на кого-то другого. Это из серии «В изнасиловании всегда виновата жертва». На мой взгляд, спорная концепция, ведь жертва может быть как виновата, так и нет, все от конкретного случая зависит, я не сторонник обвинять любую жертву априори, но в данном контексте, мы имеем дело в случае с травлей в школе, когда тебя тупо могут затравить за неправильный цвет волос, прическу, убеждения, музыкальные и другие предпочтения, которые искусственно собранной толпе (классу) не понравятся. В общем, здесь это не более, чем условность сеттинга, а не пропаганда таких вещей, по аналогии с фильмом Гай Германики «Школа», которую тоже сектанты обвиняли в подобных вещах, переходя на личность режиссера. Тут надо не фильмы с таким содержанием запрещать, а что-то реально менять в законодательстве и правоприменительной практике против таких нарушителей, чтобы они не чувствовали себя безнаказанными, например, понижать порог по некоторым административным и уголовным статьям типа «Убийство», «Доведение до самоубийства», «Клевета» и «оскорбление». Взрослый запросто может схлопотать административку или уголовку за все это, а для какого-нибудь малолетнего щенка это как с гуся вода.
Впрочем, закончим на этом обсасывать этот раздел, Иван исправился и сделал вполне полезное дело — победил съехавшего с катушек Добрыню Никитича и его сумасшедшую жену Варвару.
Илья Муромец
Традиционный образ: Положительный персонаж.
Реальный исторический персонаж, ставший культовым героем былин.Могучий воин-богатырь и высоконравственный человек, который посвятил себя защите Родины. Настоящее воплощение любви к Родине, силы, мужества, самоотверженности, отваги, стойкости. Наделен широтой души, горячим сердцем, острым умом и смекалкой.В конце жизни стал монахом в Киево-Печерской лавре и в настоящий момент причислен к лику святых.
Диснеевский образ: Поверхностно положительный персонаж, однако почти полностью выведен за пределы истории + скрыто дискредитирован. Подробнее образ диснеевского Ильи Муромца и схему его дискредитации рассмотрим в следующей главе, посвященной мужским ролевым моделям в «Последнем богатыре».
Не плетите, сектанты, не дискреитирован он, ни явно, ни скрыто, о нем говорят в фильмя явно как о положительном герое, как и о его сыне Иване, он никогда не становился на сторону Добрыни и стоит рядом с погибшим после Алешей Поповичем.
Алеша Попович
Традиционный образ: Положительный персонаж.
Третий известный русский богатырь. Также реальный исторический персонаж.Самый молодой из всей троицы богатырей. Человек веселый и общительный. Отличает его не столько сила, сколько мужество, удаль, находчивость, хитроумие.Иногда он проявляет себя двойственно – идет на обман, хвастает, лукавит, на что его товарищи-богатыри выказывают ему своё порицание и осуждение.В целом образ Алеши Поповича хоть и отражает определённую противоречивость в ряде былин, в обществе воспринимается позитивным героем – неизменным третьим защитником Родины, вслед за старшими товарищами и наставниками Ильей Муромцем и Добрыней Никитичем.
Диснеевский образ: Поверхностно положительный персонаж, однако почти полностью выведен за пределы истории + скрыто дискредитирован.
В первые минуты фильма Варвара обращает Алешу Поповича в каменную статую и топит в море, на чем его прямое участие в сюжете заканчивается.Подробнее образ диснеевского Алеши Поповича и схему его дискредитации рассмотрим в главе, посвященной мужским ролевым моделям в «Последнем богатыре».
То же самое, что и с Ильей Муромцем, никто его не дискредитировал.
Василиса Прекрасная / Премудрая
Традиционный образ Положительный персонаж.
Василиса – положительный персонаж нескольких русских народных сказок – «Василиса Прекрасная», «Царевна Лягушка», «Морской царь и Василиса Премудрая» и других.Наиболее известна Василиса Премудрая из сказки «Царевна Лягушка», в которой героиня предстает волшебницей, превращенной своим отцом, Кощеем Бессмертным, в лягушку за то, что превзошла его в искусстве колдовства. В сказке она становится невестой, а потом женой Ивана-царевича. По мере развития сюжета девушка проявляет свое мастерство, выполняя приказы царя: выпекает хлеб, искусно ткет шелковый ковер (или в других вариантах – рубашку).
На пиру героиня превращается в сказочную красавицу и изумляет гостей своим волшебным искусством.Василиса является идеалом женщины и показывает наиболее ценные женские качества для русского народа: доброту, глубокий ум (она в совершенстве освоила волшебные премудрости и даже превзошла в этом своего отца, могущественного колдуна), мастерство рукодельницы и хранительницы домашнего очага, скромность, заботливость, красоту, способность даже в самых трудных испытаниях сохранять спокойствие и принимать верное решение.
Диснеевский образ Поверхностно положительный персонаж. Однако служит Бабе Яге и Кощею Бессмертному, традиционным отрицательным персонажам, а также проявляет себя не по-женски, а по-мужски.
Василиса спасена Бабой-Ягой от Варвары, превратившей ту в лягушку из ревности, и в благодарность верно служит своей спасительнице.В отличие от образа-первоисточника, выступающим воплощением женственности, здесь является феминистическим образом и в течение истории больше проявляет себя мужественно, а не женственно, постоянно физически расправляясь с воинами Варвары и Добрыни.
Выступает также нецеломудренно: готова соблазнить и отдаться Водяному для того, чтобы смотивировать его помочь команде Кощея в поисках меча-кладенца. Помогает Кощею и Бабе-Яге восстановить власть зла в Белогорье, чтобы те спасли её семью, также превращенную Варварой-красой в лягушек.В течение истории влюбляется в главного героя, Ивана, с которым в финале составляет пару. Образ также будет дополнительно рассмотрен в главе о женских ролевых моделях.
Если честно, для меня все еще остается загадкой, почему они решили сделать Кощея, Бабу Ягу добрыми и подружить с ними Василису, Ивана и всех остальных. Может для того, чтобы сломать вот эти примитивные стереотипы о том, что люди бывают однозначно добрыми или злыми, приблизив сказку к реальности. Ведь в реальности люди могут переходить из одного лагеря в другой и обратно, в зависимости от ситуации. Но Хорошисты нам естественно скажут, что нет, вы все врете, потому что Диснеевцам и вам заплатили, чтобы всех вас уничтожить и бла-бла-бла. Типичная клиническая картина бреда воздействия, который можно только галоперидолом купировать.
Ну ладно, давайте о Василисе. Ее феминистское поведение и попытка соблазнить Водяного явно преувеличены здесь: она же не ходит там с транспарантами «Долой патриархат» или «Бей мужло, спасай Россию», а тупо защищает себя и своих союзников, пострадавших от слетевшей с катушек Варвары, которая за спиной Добрыни творило такое, ну вы поняли. Да и сам Добрыня легкомысленно к этому отнесся.
Тут имеет место логическая ошибка «Ненастоящий шотландец», о которой однажды рассказал автор канала «Умные ботаники», правда немного с леволиберальным уклоном, но за неимением других примеров приведу его видео здесь. Вообще тема таких вот «гендерных стереотипов» как по мне поляризуется обоими сторонами: с одной стороны либералы запрещают мальчикам играть в машинки, а девочкам — в куклы и драться, а с другой ультраправые националисты гипертрофируют мужские и женские модели поведения до таких карикатурных лубочных домостроевских, хотя я уверн там были и расхождения от этого фетиша:
Варвара-краса, длинная коса
Традиционный образ Положительный персонаж.
Персонаж из советского фильма «Варвара-краса, длинная коса». «Сокращенная версия» Василисы Премудрой из народной сказки «Василиса Премудрая и Морской Царь».Дочь подводного царя Чудо-Юдо. Красива и женственна, умеет колдовать и превращаться в животных и птиц, что демонстрирует владение особыми знаниями и глубокий ум героини. Сбегает от подводного царя с возлюбленным Иваном, спасая того от смерти.
Диснеевский образ Отрицательный персонаж.
Является могущественной чародейкой, умеет превращаться в зверей, перемещаться между мирами, обладает сильным магическим оружием. Одержима насилием, коварна. Вместе со своим мужем, Добрыней Никитичем, уничтожает богатырей в Белогорье и захватывает власть.Из ревности превратила Василису вместе с её родственниками в лягушек.Так же, как и Василиса, является феминистическим персонажем: выступает в качестве воина в истории, физически и умственно превосходит окружающих мужчин-воинов.
См. пункт про Василису, где я писал о возможных намерениях Диснеевцев сделать сюжет именно таким. Это же относится и к Кощею, Бабе Яге и всем остальным, не буду для экономии места и времени цитировать длинные простыни этого бессмысленного флуда.
Будем считать, с персонажами кратко разобрались, перейдем сразу к юмору:
Ставка на юмор
Начиная с этого раздела, сектанты нам тут же начинают задвигать про полезный и вредный юмор, который может работать как во благо, так и во вред, приводя пафосную аналогию со скальпелем в данном случае. Давайте присмотримся к этим шуткам повнимательнее (выборочно, чтобы не затягивать статью):
Юмор: Алеша Попович много раз чихает, из-за чего Варвара комично не может начать говорить, злится и превращает того в каменную статую.
Объект для смеха: Превосходство одного пола над другим, Насилие
В данном контексте злодей на то он и злодей, что он по определению к объекту своей ненависти относится соответственно, вместо того, чтобы его холить, лелеять и бояться согласно нормам домостроя. Если бы в другом фильме на месте Варвары была бы какая-нибудь ведьма, вы бы тоже обвинили его в пропаганде феминизма?
Юмор: Иван смешно поджигает избушку.
Объект для смеха: Пожар
Что, теперь подростки, насмотревшись подобных фильмов будут легкомысленно относиться к пожарам и вместо того, чтобы спасать людей, снимать все на телефон? Научитесь наконец отличать реальную жизнь от киношного образа.
Юмор: Иван поёт в человеческую кость перед Тролльшей.
Объект для смеха: Смерть.
То же самое, что и в предыдущем пункте.
А вот шутки, якобы пропагандирующие каннибализм (от Бабы Яги):
Баба-Яга в тюрьме отмечает, что здесь её будут бесплатно кормить. Смотря на стражника, она отмечает, что тут есть и «свежатинка».
Как будто вы, сектанты, в сказках про Бабу Ягу такого не встречали, и как будто вас в детстве не пугали, мол будешь плохо себя вести, отдадим тебя бабайке и она тебя съест. Запретите оригинальную сказку про Бабу Ягу. Вот ей-богу, вы ругаете толерастов, но при этом сами поступаете, как и они, запретив все самое «опасное».
И так везде, где встречается «сожрать» и его родственные слова:
Кощей про Ивана: «Богатырь он. Сын Ильи Муромца. Меч-кладенец добывать будет». Иван Бабе-Яге: «Точно. Не надо меня жрать!»
Иван назойливо расспрашивает Кощея о том, как вернуться в Москву с помощью меча-кладенца. Баба-Яга на это недовольно говорит: «Говорила же, жрать его надо».
В финале, когда Иван возвращается и помогает команде, Баба-Яга говорит: «Хорошо, что я не сожрала его».
В общем, изнеженные люди эти Хорошисты.
А на этом закончим, ждите новых статей. Пишите комментарии, что думаете обо всем этом.