Найти в Дзене

Сказка ложь, да в ней намек… Часть четвертая – Убить (Билла) Настеньку.

Пару лет назад мне на глаза попалась заметка «Придушить в себе Настеньку» авторства некой lakshmi-mi. Прочитал, пожал плечами (знаю, что такие вещи больше говорят о толкователе сказки, чем о самой сказке), и забыл. Но неожиданно эта тема начала всплывать в работе. Женщины, совершенно серьезно, без капли сомнения, утверждали тоже самое - Настеньку нужно в себе придушить. Именно так. Со злобой. С ненавистью. Порой приходится приложить немало трудов, чтобы помирить человека с этой частью своей личности. Дать понять, что все, что есть, там, внутри, возникло не просто так. И ненавидеть какую-то свою часть и, при этом, любить все остальное, не выйдет. Не получится, как ни старайся. А потому, я решил препарировать сказку «Морозко», хотя до этого за фильмы я не брался.

Итак. Погрузимся для начала в темные глубины коллективного бессознательного. Тот, кто хоть немного интересовался мифами и преданиями старины глубокой знает – то, что для нас миф, сказка, для наших предков было обыденностью. Не в том смысле, что все эти чудеса существовали, а в том, что в них верили, и жизнь свою устраивали соответственно. Отвести молодую девушку в лес посреди зимы и оставить там дожидаться суженого Морозко. Дичь! Но, то, что дикость для нас – священное таинство для них.

Морозко это не Дед Мороз, хотя в фильме образ близок. Это дух зимы. Морозко, Колотун, Карачун, Позвездник – все это его имена. Злой морозный дух, убивающий все живое на своем пути. В скандинавской мифологии – сын богини Хель, хозяйки преисподней. В его честь наши далекие предки проводили ритуалы с жертвоприношениями, в том числе и человеческими.

Морзко. Кадр из фильма. https://mtdata.ru/u30/photoE865/20636520891-0/original.jpg
Морзко. Кадр из фильма. https://mtdata.ru/u30/photoE865/20636520891-0/original.jpg

Постоянно находясь в контакте с природой, люди не могли не заметить, что после снежной, морозной зимы год выдается щедрым на урожай. Слякотная, малоснежная и теплая зима – к затяжной весне и поздним заморозкам. Отсюда возникло поверье, что мороз ругать ни в коем случае нельзя. Наоборот существовали ритуалы зазывания мороза. Приглашение его на праздничный пир. А ругать мороз нельзя, ни при каких обстоятельствах. Это нашло отражение в народных сказках. У Гринченко в книге «Из уст народа» есть сказка о том, как невестка хотела свекруху извести и заставила мужа отвести мать на перекресток зимой на верную смерть. И проезжающий мимо Мороз под видом богатого пана трижды спрашивает: - «Мороз бабусю?». «Морз, паночку, Боже його помнож». – Трижды отвечает та. Мороз в ответ дарит ей богатую шубу со своего плеча и булку. Благодаря чему женщина не замерзает. Когда же на тот же перекресток отвезли мать жены та в ответ на вопрос Мороза: - «Мороз бабусю?». Отвечает: - «Мороз, паночку, щоби його бирса взяла, щоб він на лисого голові непевний, розтріскався, щоб його бенеря так била, проклятого, як він оце мене!». И оставшись без шубы и пропитания, замерзает баба на смерть, сидя на соломе на перекрестке.

В фильме-сказке «Морозко», Настенька так же на вопросы зимнего духа тепло ли ей отвечает: - «Тепло, дедушка. Тепло миленький». В этом приветствии морозу. Принятии его. Отражается и принятие всего Мира. Всех его законов и процессов. Как данности. В том числе и собственной смертности. А это уже свидетельство экзистенциональной зрелости. Если человек по выражению Ямамото Цунэтомо «живет так, будто уже умер», то и в жизни он добивается большего. Вот откуда дары.

 Кадр из фильма "Морзко "https://www.culture.ru/storage/images/0bef5659229c83d892f7b262d2cb723c/1aa8e34b6c203e0f73d682db5fdfa513.jpeg
Кадр из фильма "Морзко "https://www.culture.ru/storage/images/0bef5659229c83d892f7b262d2cb723c/1aa8e34b6c203e0f73d682db5fdfa513.jpeg

Но, мороз, иногда становится настолько свирепым, что замерзают птицы на лету и «хвосты у коров отмерзают». Значит, морозный дух требует особенную жертву. Если хозяин зимы стал жестким, злым и жестоким – значит, не хватает ему женских качеств. И тогда отводят в лес девушку. Привязывают на ночь к священной ели. Обычно это было самое старое дерево в округе. Ель не умирает на зиму вместе со всей природой потому, что корни ее достигают преисподней. И получив желаемое, Мороз сменяет гнев на милость. В таком случае, дары, которые привозит Настенька, это будущий урожай и приплод скота. А если жертва будет неугодна, ждет людей голод и мор. Свиньи, на которых Марфуша возвращается в село и вороны, вылетающие из сундука - символы смерти.

По мнению антропологов, отводил девушку в лес ее отец. Словно вел под венец. В принципе оно так и было. Становясь женой Мороза, девушка обеспечивала на некоторое время благосклонность зимнего духа для своих соплеменников. Вот и получается, что наличие рядом Снегурочки превращает злобного Крампуса-Карачуна в доброго Деда Мороза. В европейской традиции это два разных персонажа. Крампус и Святой Николай. Правда, Николай без Снегурочки. Не годится католическому святому разгуливать в обществе молодой, красивой девушки. Но, как мне кажется, изначально, дело обстояло так: дух зимы мог находиться в двух разных ипостасях. Как боги в индуизме. Одна ипостась – злая, разрушительная, отнимающая жизнь. Вторая – добрая, покладистая, дарующая.

Крампус и святой Николай. Картинка взята из открытого источника.
Крампус и святой Николай. Картинка взята из открытого источника.

В принятии в качестве жертвы молодой девушки и изменение характера Морозного Духа в результате, можно усмотреть еще один интересный момент. А именно, интеграцию Анимы в мужской психике. Принимая свои «женские» качества, мужчина, по мнению Марии Луизы фон Франц, осуществляет переход от хтонической мужественности к солнечной. Превращаясь при этом из карающего, жестокого и немилосердного воина в доброго, одаривающего и защищающего отца семейства, у которого все дети накормлены, одеты и обласканы. То есть, Настеньку необходимо принимать в себе не только женщинам, но и мужчинам.

Что касается самой Настеньки. Что характеризует ее, прежде всего? Мягкость, покладистость, послушание, эдакая сверхадаптивность характерная для маленьких детей. Эта способность заложена на уровне инстинкта. Маленькому ребенку необходимо выжить, а жизнь его зависит от значимых взрослых. И если взрослые не вполне адекватны, то, даже тогда, ребенок должен приспособиться. Все кто сталкивался с детьми из, так называемых, «неблагополучных семей», отмечают одну закономерность - ребенок любит родителей. Даже таких. Алкоголиков, наркоманов, неадекватов и садистов. Ребенку иначе нельзя. Иначе не выжить. Позже. Когда придет пора, сепарация, скорее всего, пройдет очень бурно. Но, до этого надо еще дожить. А потом, будучи уже взрослыми, эти дети ненавидят себя за, как им кажется, слабость. Девочка-подросток, которую регулярно избивала родная мать, на суде, вдруг, отказывается от своих показаний. Поддавшись на уговоры и манипуляции судей и адвоката матери; осознав, что в интернате ей придется туго, а адаптироваться ей там не поможет никто; принимает непростое решение, выбрав из двух зол меньшее. После. Коря себя за слабость. Идет к ближайшему интернату и наблюдает за воспитанниками. Они кажутся ей сильными и смелыми, в отличие от нее – слабой и трусливой. Вот они - выбравшие свободу. И вот она - струсившая и покорившаяся. И в этом состоянии человек живет долгие двадцать лет.

В процессе работы приходим к выводу, что Настенька не слабость, а, наоборот - сила. Та самая сила, что есть у ростка, пробивающегося сквозь асфальт. Та самая сила, что есть у воды, просачивающейся в щели о которых не знает заранее. Та самая сила, что позволила выжить на краю ада, и победить Бабу-Ягу в игре в прятки. Именно она, Настенька, позволила окрепнуть, набраться опыта и сил, повзрослеть и избавиться, в конце концов, от ненавистного ярма. И сейчас, уже во взрослой жизни, именно она, Настенька помогает избежать многих проблем. Она поможет обойти острые углы и не лезть на рожон там, где в этом нет необходимости. Она не позволит пойти через темные дворы, а мягко поведет в обход по освещенной улице.

Настенька. Кадр из фильма "Морозко". https://msk.citifox.ru/wp-content/uploads/2019/01/035.jpg
Настенька. Кадр из фильма "Морозко". https://msk.citifox.ru/wp-content/uploads/2019/01/035.jpg

Настенька предает человеку еще одну, немаловажную, способность. Это толерантность к фрустрации. Проще говоря - терпению. Способности переносить тот факт, что не все хотелки тут же реализуются. Действительность не всегда соответствует ожиданиям. Возникают проблемы на работе, в личной жизни, случаются эксцессы в общественной жизни. Как пример можно привести нынешнюю ситуацию с карантином. Как сложно людям, у которых нет этой функции – толерантности к фрустрации. Сложно справляться с отсутствием контроля над развитием событий. С тем, что все планы могут рухнуть в одночасье. Людям, которые с Настенькой в себе дружат, намного легче переносят ситуацию с локдауном.

Кажется, что люди подобные Настеньке, должны остаться где-то там, в прошлом, в чеховских рассказах. Там же где остался Данила-мастер из сказки «Каменный цветок» Бажова, и шекспировский Гамлет. Где-то там, где на могиле бродячего философа Григория Сковороды написано: «Мир ловил меня, но не поймал». А в современности им места нет. И правда, современная жизнь с ее бешеным темпом, конкуренцией, с принципом: кто урвал – тот молодец, не место для них, слабых, тревожных, немощных – одним словом дефензитивных. Это странное слово, звучащее словно заклинание из "Гарри Поттера", (от лат. defensio – защищать) из книги М.Е.Бурно «Сила слабых», обозначает людей не авторитарных, не агрессивных, не стремящихся доминировать, при любой сложной ситуации впадающих в оборонительную позицию. Основа дефензитивности – внутренний конфликт между чувством неполноценности и ранимым самолюбием. Такие люди, словно Пятачок из книги «Винни Пух и все-все-все» Алана Милна – маленький зверек, живущий внутри дома, который находится внутри дерева растущего внутри леса. Маленькое беззащитное тревожное существо, которое мечтает быть кем-то. И если агрессивность и ее сестра ассертивность основа практичности, успешности, организаторских способностей, то дефензивность напротив - основа нравственных переживаний, сомнений, тревожности, а также эмпатии и склонности открывать новое в науке и искусстве. Дефензитивные люди - соль земли. Основатели этических и нравственных учений, ограничивающих сиюминутную активность индивидуума, но дающие возможность выиграть группе в долгосрочной перспективе.

Отношение к дефензитивным людям как неполноценным, время от времени, возникало в некоторых сообществах и культурах. Не было места «нытикам-интеллигентам, разъеденным рефлексиями и анализом» среди строителей коммунизма, а меланхолический темперамент считался пороком, от которого необходимо было всячески избавляться. Жгли книги «не соответствующие германскому духу» в Третьем Рейхе. Не было места им и в Спарте, где участь слабых, меланхоличных детей быть сброшенными со скалы, чтобы не портили генотип.

Картинка взята из открытого сточника. https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/164147/pub_5af1d2041aa80cb16df3bfca_5afa9f3fa815f1cf7571a5ef/scale_1200
Картинка взята из открытого сточника. https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/164147/pub_5af1d2041aa80cb16df3bfca_5afa9f3fa815f1cf7571a5ef/scale_1200

Но любая политическая система, опирающаяся только на агрессивных, проворных и деятельных, рано или поздно, обрушивалась, словно каменная кладка лишенная связующего раствора. А меланхолики, которые рождаются вопреки требованиям момента, как бы про запас, на всякий случай, восстанавливают баланс, внося элемент мягкости в твердую основу, и дают начало новой форме отношений.

В книге советского фантаста И.Росоховатского «Законы лидерства» есть очень точная метафора общества целиком и полностью состоящего из лидеров. Агрессивных, деятельных, продуктивных. В стадах генномодифицированных животных, с усиленным «геном лидерства», настолько возросла внутривидовая конкуренция, что животные практически уничтожили друг друга.

Справедливости ради следует отметить, что дефензитивные Настеньки могут быть очень решительными и целеустремленными. Просто для этого нужны определенные условия. Порой именно в силу своей тревожности, эти люди действуют очень решительно. Угроза жизни и здоровью близкого человека мобилизует и заставляет делать то, что в обычных условиях делается с трудом. Молодая женщина, для которой проблема заговорить с незнакомым человеком едет в незнакомый город. Спрашивает дорогу и находит нужные ориентиры только по одной причине – ее отцу понадобилось лекарство, которое не в каждой аптеке купишь.

Кастелио пишет памфлет в защиту Сервета, врача и теолога, сожжённого на костре, навлекая на себя гнев Кальвина. По сути, памфлет Кастелио был одним из первых трудов в защиту свободы совести.

Махатма Ганди создает свое учение сатьяграха и принципы ненасильственного сопротивления.

А главный герой фильма «Зайчик», которого играет Леонид Быков, кардинально меняется, узнав, что жить ему осталось всего лишь тридцать дней.

Можно сказать, что такому человеку для того чтобы начать действовать необходимо лишь одно условие – чтобы тревога от возможных последствий бездействия превышала тревогу деятельности.

Хотя, конечно, дефензитивный меланхолик Раскольников пошел на убийство старухи-процентщицы тоже по той же причине – тревожность оказаться «тварью дрожащей» превысила страх пред убийством.

Георгий Тараторкин в роли Радиона Раскольникова.. Кадр из фильма "Преступление и наказание" (1969)
Георгий Тараторкин в роли Радиона Раскольникова.. Кадр из фильма "Преступление и наказание" (1969)

Находясь в постоянном конфликте с самим собой, испытывая бесконечную тревогу и терзаемый сомнениями, не дает психастеник-меланхолик покоя и окружающим. Это морализоторы всех мастей, начиная от бытовых зануд и заканчивая религиозными фанатиками. Чеховский «Человек в футляре» прекрасная иллюстрация зануды бытового. А стучащиеся во все двери и ставшие мемом свидетели Иеговы - зануды религиозные. К тому же есть в поведении дефензитивных меланхоликов (во всяком случае, у некоторых), присутствует эдакая нотка нарциссического самолюбования, чувство превосходства над окружающими. И в этом свете можно понять отношение близких к Настеньке. Ведь даже если она не зануда, то все равно, причиняет беспокойство самим фактом своего существования. Своими реакциями на унижения и побои. Руша тем самым модель мира своих притеснителей, считающих, что в этом мире не проживешь, не умея вгрызаться в глотки и идти по головам. И они, пытаясь найти подтверждение своему мировоззрению, травят Настеньку с удвоенной силой пытаясь заставить ее огрызнуться и тем самым проявить свое «истинное лицо».

Есть еще отдельная категория «доброжелателей», которые устраивают показательные провокации с целью, якобы, научить дефензитивного человека жить правильно. Огрызаться, отстаивать свои интересы. В рассказе Чехова «Размазня» именно такой урок решил преподать гувернантке своих детей главный герой. «Но разве можно быть такой кислятиной? Отчего вы не протестуете? Чего молчите? Разве можно на этом свете не быть зубастой? Разве можно быть такой размазней?» - возмущается он. Но, - «Она кисло улыбнулась, и я прочел на ее лице: «Можно!».

Кадр из короткометражного фильма "Размазня" https://i.pinimg.com/originals/9b/3f/3b/9b3f3be3a430625cd885d509f02ad870.jpg
Кадр из короткометражного фильма "Размазня" https://i.pinimg.com/originals/9b/3f/3b/9b3f3be3a430625cd885d509f02ad870.jpg

Можно! Не верьте тем, кто утверждает обратное! Можно! Потому, что - «Твердое и крепкое — это то, что погибает. Нежное и слабое — это то, что начинает жить… Сильное и могущественное не имеют того преимущества, какое есть у нежного и слабого.». Можно! Потому, что тонкую, гибкую ветку не сломает снег, а вода огибает камни.

Автор: Васильченко Александр

Консультации психолога:

ВК: https://vk.com/psychologistconsultation

Однокласники: https://ok.ru/group/60034467496180

Фейсбук: https://www.facebook.com/?sk=h_chr

Telegram: https://t.me/psychologistconsultation