Эта статья написана на основе дипломной работы студента Çağıl Çayır Кёльнского университета "»Runen« in Asien und Europa?"
Для междисциплинарных исследований рунической письменности Хейцманн рекомендует обратиться к миру рунописцев. В этой связи следует отметить три упомянутых фундаментальных и дополнительных начала:
Любители замкнутости и европейской самобытности разочаровываются, когда сталкиваются со средневековыми знаниями. Потому что старые тексты передают нам постоянный динамизм своего мира и истории: вся Европа, ее страны и ее культуры существовали в средние века из-за их огромной привлекательности и готовности принимать иностранные народы и верования. В то время исторически успешными были кочевники, а не те, кто оставался на одном месте. Европа возникла - и она жила за счет потрясений, миграции и завоеваний. По крайней мере, так говорят воспоминания о средневековье. Это произошло только тогда, когда просвещенная современная эпоха оторвалась от мифов прошлого. С незапамятных времен она укоренила свои народы на европейской земле.
В этом контексте распадается и германский миф. Дж. Ярнут:
Наконец, если я взвесил все аргументы за или против использования термина «германский» в исторических исследованиях раннего средневековья, мне кажется, что отказ от устаревшего термина может принести исследованиям более высокое значение. Критический обзор исторического центрального термина «германский» вызвал новые, перспективные исследовательские импульсы за последние пять десятилетий. Разве последующая отмена этого устаревшего термина не должна высвободить еще большую исследовательскую энергию и, таким образом, иметь более далеко идущие положительные последствия?
В этой связи В. Поль констатирует и открывает пространство для сравнительной литературы:
В любом случае это устраняет методологическое требование понимать исторические, лингвистические и археологические находки как выражение «этнического» единства. Каждая дисциплина должна доказать свою собственную германскую концепцию на своих источниках.
С другой стороны, представлению о тюрках снова приписывают историчность в старых мифах:
Точно так же, как римляне в основополагающих мифах Вергилия, Энеида уверяли себя в своем происхождении, с VII века франки также произошли от Трои и, таким образом, достигли возраста и достоинства как братский народ вместе с римлянами. Говорят, что покидая Трою, люди совершали долгие странствия. Они были разделены на две группы: франки, названные в честь своего короля Францио и переехавшие в Европу, и турки, получившие свое имя от короля Торкот и оставшиеся на берегах Дуная - франки и турки как братские народы троянских корней.
После этого миф патриотически распространился на севере, в связи с чем мнения разошлись в значении принятого теперь турецкого термина:
Торчи (Turqui, Torci), живущие во Фракии, были бы поняты как Тиркир и сделали их предками северян. С этой точки зрения северяне были потомками троянцев и одного ранга с франками. Противоположная позиция исходит из географических и этнографических знаний самих тюркских народов - знаний, которые, с одной стороны, унаследованы от франков. С другой стороны, полученная традиция напрямую шла на север. После «Энеиды» Тевцер был старейшим королем Трои, и после него троянцы назывались также Тевкри (= Тиркир?).
Э. Эвиг находит упоминание о старых турках во франконском Türkenmär, а именно:
что Torquotos / Turquotus или Torcoth / Torchot, имя героя-эпонима Торчи / Турки на Турксантосе / Тюркшаде, имя или титул, который имел брата второго западно-турецкого хагана Тарду (575-603).
Согласно этому, идея изначального родства в древнеевропейских мифах основывается самое позднее на исторических контактах с турецкими посланниками в конце VI века в Византийской империи. В то время они использовали древнетюркский шрифт, поэтому можно спросить, было ли замечено их сходство с рунами, если мифологически это уже известно. Принимая во внимание нордическую научную традицию, которая связывает изобретение рун с «Асеном» и «Тиркиром», азиатскими турками, остается вопрос, была ли и в какой степени эта идея актуальной для истории рун и мира рун. В этой связи исследование вопроса об исторической связи между древнетюркским письмом и рунами может пролить свет на древние легенды, которые, в конечном счете, являются наиболее важными литературными источниками о дохристианской жизни в Центральной и Северной Европе.