Давайте рассмотрим еще одну теорию об основном дефиците при аутизме: Theory of mind. Это концепция модели психического состояния: способности представить себя на месте другого человека и понять его эмоции, намерения, представить его мысли. Эту концепцию также иногда называют perspective taking – способность понимать перспективу другого человека, понимать чужое сознание. Эта способность помогает нам эффективно общаться с другими людьми: учитывать их интересы и границы; понимать: с какими людьми о чем можно общаться, а каких тем стоит избегать; находить друзей и избегать людей, не внушающих доверия.
В 1985 году Baron-Cohen, Leslie & Frith предложили концепцию, согласно которой большинство людей с аутизмом испытывают сложности с пониманием перспективы другого человека: им трудно считывать и интерпретиривать эмоции других людей, понимать их желания,мысли и намерения, предсказывать их поведение, основываясь на предыдущем опыте общения с ними. Кроме того, согласно предложенной концепции, некоторые люди с аутизмом могут испытывать трудности с пониманием своих собственных эмоций, а также мыслей, убеждений и отношения к другим людям.
Действительно, детям и подросткам с аутизмом обычно трудно понимать, предсказывать и учитывать перспективу других людей: их чувства, намерения и возможные мысли. Поэтому, им так сложно предсказать реакцию других людей на их слова и действия, что вызывает много тревоги в социальных ситуациях. Из-за недостаточно развитой способности понимать перспективу другого, люди с РАС вынуждены опираться на выученные модели поведения в социальных ситуациях, следуя скриптам и шаблонам. Неумение понять других и предсказать их действия также часто является причиной того,что дети с РАС стремятся контролировать поведение, действия и даже слова членов семьи, навязывая окружающим жесткие шаблоны и ритуалы в совместной деятельности и в общении.
Давайте рассмотрим: как проявляются дефициты в понимании перспективы другого в разном возрасте у детей с РАС:
1. У детей до 2лет:
- не замечают и не понимают невербальные сигналы значимого взрослого: мимика, жесты, эмоции, интонация
- не распознают базовые эмоции другого (счастливый, грустный, злой) по мимике и невербальным сигналам
- не ориентируются на взрослого и не копируют его действия.
У детей 2- 3 лет:
- сложности с развитием игры понарошку.
- Могут ожидать,что взрослый знает,что им нужно без слов и коммуникации. Не понимают,что они отдельны от значимого взрослого; что их мысли и желания могут отличаться.
- не достаточно хорошо понимают связь между своими действиями по отношению к окружающим и эмоциями, которые могут возникать в результате эти действий. Например: «Если я отберу игрушку у другого ребенка, он разозлится.»
2. У детей в возрасте 4-5 лет:
- Не понимают, что у других людей есть свои желания и убеждения. И они действуют в соответствии с этим.
- Не понимают,что люди могут скрывать некоторые переживания: испытывать не те эмоции, которые они демонстрируют.
- Не умеют делать выводы об отношении к ним других людей, основываясь на предыдущем опыте.
Все эти сложности связаны с недостаточно развитой способностью понимать перспективу другого человека. В следующем посте, я поделюсь : как помочь ребенку с РАС развивать способность лучше понимать других людей.
Автор статьи: Анжела Суйналиева
художественная иллюстрация из интернета