Что делает жизнь осмысленной? Современный взгляд на счастье как на высшее благо, из которого вытекают все остальные блага, ошибочен!
Американский философ Роберт Нозик придумал мысленный эксперимент, чтобы доказать это.
Нозик просит нас представить себе "машину, которая могла бы дать вам любой опыт, который вы пожелаете". Машина позволит вам испытать блаженство исполнения любого вашего желания. Вы можете стать великим поэтом, величайшим изобретателем, путешествовать по Вселенной на космическом корабле собственной конструкции или стать знаменитым шеф-поваром в местном ресторане. Но на самом деле вы были бы без сознания в резервуаре жизнеобеспечения. Поскольку машина заставляет вас поверить в реальность симуляции, ваш выбор был бы окончателен. Согласились бы вы подключиться к такой машине? Точно?
Вы согласитесь подключиться к такой машине на всю жизнь, предварительно запрограммировав все события, которые должны с вами произойти?
Нозик говорит, что нет, большинство бы не согласилось на этот эксперимент. Потому, что мы хотим делать определенные вещи и быть определенными людьми, а не просто получать удовольствие.
Эта гипотетическая ситуация может показаться несерьезной, но если мы готовы пожертвовать безграничным удовольствием ради истинного смысла, то счастье не является высшим благом. Но если Нозик прав, то 81% опрошенных американцев, которые предпочли счастье великим достижениям, ошибаются. Большинство людей предпочли бы не входить в машину.
Аристотель утверждал:
преходящее удовольствие от счастья вторично по отношению к хорошей жизни или достижению того, что Аристотель называл эвдемонией.
Эвдемонию трудно перевести в наши современные понятия. Некоторые, как философ Джулия Аннас, переводят его прямо как "счастье", в то время как другие предпочитают описывать это как "человеческий расцвет". Каков бы ни был перевод, он резко контрастирует с нашей современной концепцией счастья.
Взгляд Аристотеля на процветание сложен и запутан, потому что он включает в себя индивидуальное удовлетворение, моральную добродетель, превосходство, удачу и политическую активность
Подобно нашему современному представлению о счастье, эвдемония - это высшая цель жизни. Но в отличие от счастья, эвдемония реализуется через привычки и действия, а не через ментальные состояния. Счастье - это не то, что вы испытываете или получаете, это то, что вы делаете.
В своей "Никомаховой этике" Аристотель писал:
"как не одна ласточка или прекрасный день рождают весну , так и не один день или короткое время делают человека счастливым".
Другими словами, процветание - это дело всей жизни, потому что это то, что вы должны культивировать ежедневно своими действиями.
Аристотель утверждал, что вопросы о том, что делает человека счастливым и что делает его хорошим человеком, не отделены друг от друга
Аристотель считал, что добродетель необходима, но недостаточна для эвдемонии. Мы не можем процветать без добродетели, но и добродетель не является кратчайшим путем к эвдемонии. Скорее, добродетельное действие само по себе является частью эвдемонии.
Счастье - это не столько эмоциональное состояние, сколько совершенство отношений, которые мы развиваем с другими людьми!
Но даже это не гарантирует процветания. Аристотель признавал, что наше счастье - заложник удачи. События, неподвластные ни одному человеку - война, безответная любовь, нищета и глобальные пандемии – часто делают невозможным процветание (а вместе с ним и счастье).
Эта идея морального везения не подрывает стремление к эвдемонии, даже когда оно ее расстраивает.