Теплоход Балтийского морского пароходства «Черняховск» под командованием капитана А.П. Курбановского следовал к берегам Южной Америки.
7 января 1969 года в 10 часов утра, находившееся в западной части Атлантики судно приняло сигнал «SOS» с турецкого парохода «Превезе», находящегося от него на расстоянии 140 миль. В его машинном отделении возник пожар, требовалась помощь. «Превезе» - старый пароход, переоборудованный с угольного топлива на жидкое. В трюмах - поташ, на палубах - бочки с горючим.
Огнеопасный груз в бочках был и на палубе «Черняховска». В порядке профилактики при подходе к горящему судну палубный груз был покрыт тремя слоями смоченного брезента. В 20 ч со шлюпки на борт «Черняховска» была поднята вся команда турецкого судна во главе с капитаном - 31 человек. Турецкий капитан считал, что судно находится в безнадежном состоянии - спасти его невозможно. На горящее судно отправилась аварийная партия из восьми человек во главе со старшим помощником капитана А.Н. Морозовым. Теплоход «Черняховск» подошел кормой к носу «Превезе» и подал на борт пожарные рукава.
На турецком пароходе огнем были охвачены машинное отделение, средняя надстройка, груз в третьем и четвертом трюмах. С 22 часов 7 января до 6 часов 30 минут следующего дня аварийная партия вела борьбу с огнем и победила его. В 10 часов утра судно было взято на буксир и последовало за своим спасителем к островам Зеленого мыса. «Черняховск» привел спасенное судно к порту Минделу вечером 10 января. Еще дважды пришлось морякам «Черняховска» вступать в борьбу с возникавшими очагами пожара. Утром 12 января «Превезе» был сдан портовым властям. Примерная стоимость спасенного судна и груза оценивалась в 500 тысяч долларов.
Теплоход «Черняховск» продолжил рейс к берегам Южной Америки…
Однако, спокойный рейс в Атлантике был вновь прерван. 17 января в 19 часов 20 минут с греческого судна «Флора» поступило сообщение о пожаре в трюме, в которых везли 4500 тонн жмыха. Около 21 часов, когда расстояние между судами составило 35 миль, с греческого судна подали сигнал «SOS» и сообщение, что огонь вырвался на палубу, пожар разгорается, нужна немедленная помощь. «Черняховск» пошел на помощь терпящему бедствие судну.
Около полуночи на борт были подняты члены команды «Флоры». После подписания контракта о спасении судна, на «Флору» была направлена аварийная партия из 11 человек команды теплохода «Черняховск».
Нашим морякам приходилось действовать в незнакомой обстановке и в условиях крайней опасности. Пользуясь защитными костюмами, кислородно-изолирующими приборами и другой техникой, имевшейся на судне, они постепенно отвоевывали у огня все новые и новые помещения. Через три часа удалось охладить переборки и устранить опасность взрыва танков с топливом. На ликвидацию основных очагов пожара ушло еще несколько часов. 18 января в 11 часов 20 минут пожар в твиндеке был окончательно ликвидирован. «Флора» была отбуксирована в бразильский порт Ресифе.
После этого «Черняховск» продолжил свой рейс на Рио-де-Жанейро, куда он прибыл с опозданием на 8 суток.
В этом рейсе были спасены 56 человек и два судна, оцененные вместе с грузом примерно в 1 млн. долл.
За проявленные мужество и героизм при спасении иностранных моряков и судов Президиум Верховного Совета СССР Указом от 13 августа 1969 года наградил членов экипажа теплохода «Черняховск»: орденом Трудового Красного Знамени – капитана А.П. Курбановского, орденом «Знак Почета» награждено 2 человека, медалью «За трудовую доблесть» - 2, медалью «За трудовое отличие- - 3, медалью «За отвагу на пожаре» - 17 и медалью «За спасение утопающих» - 19 человек.
Отечественная морская история: Памятные и юбилейные даты января 2022 года
См.: Морской Хронограф Calendar