Жан Кальвин - французский богослов, реформатор церкви, основатель кальвинизма. Пикардинец по происхождению, он впервые знакомится с трудами Мартина Лютера в 30-х годах XVI в. В октябре 1533 Кальвин пишет речь «О христианской философии» для Николя Копа. Из-за этой речи за Кальвином начинается преследование и ему приходится бежать из Парижа, а позже и из Франции. В 1536 г. в Базеле выпускается главный труд Кальвина «Наставление в христианской вере». Позднее реформатор будет проповедовать в Страсбурге и Женеве, которую до конца своей жизни будет пытаться превратить в образец христианской республики.[1]
Как и у Мартина Лютера, ядром идеи Кальвина было возвращение к Писанию, Христу и его заветам. Однако стоит заметить, в кальвинизме большее значение придается Ветхому Завету и образу Бога Отца. Бог, в кальвинизме, предстаёт как источник всех норм и установлений, источник абсолютной воли.
В своем главном труде «Наставление в христианской вере», который редактировался на протяжении всей его жизни, Ж. Кальвин собрал свои основные идеи понимания протестантизма. Они были объединены в одно целое на базе положений о славе и величии Бога, а также о предопределении людей к спасению или осуждению. Согласно Кальвину, человек поставлен быть сосудом Божьей воли, но в результате первородного греха он больше не может соответствовать своему изначальному назначению, человек потерял Божий образ, возможность быть зеркалом божественной славы.[2]
Кальвин выступал против божественных начал в человеке, которые активно предлагались гуманистами того времени. Помимо этого, он упрекал и пастырей церкви в том, что зачастую в их речах и делах преувеличивались людские добродетели. Человек, по мнению Кальвина, создание испорченное, ибо все мы дети первородного греха. Между людьми и Богом непреодолимая пропасть. Люди безвольны и обречены на зло. [3]
Большое значение для Кальвина принимает учение Аврелия Августина о том, грехопадении человечества, которое теперь заслуживает только погибели, однако Господь дарует некоторым людям спасение.Невероятную важность в кальвинистском учении приобрела доктрина о предопределении, согласно которой Бог выбирает одних людей для вечного блаженства, а других — для погибели. Если человек избран к спасению, получает дар веры, рождается свыше, тогда он спасется. Избранник Бога становится исполнителем его замыслов.[2] Кальвинисты считают, что человек не в состоянии познать к чему он предопределён - к гибели или спасению. Это решение Бога и от человека оно сокрыто. Человек должен только безоговорочно подчиняться Его воле. Это вверение себя в руки Господа создаёт в истинно верующем, соответственно избранном человеке невероятные изменения. Он полностью уверен в том, что его ничего не сможет похитить из рук Божиих, ведь он предопределен к вечной жизни.
Кальвинизм требует от человека полной самоотдачи божественной воле. Этим обосновывается независимость верующего в своих земных решениях. Из этого вытекают характерные для кальвинизма принципы «мирского призвания» и «мирского аскетизма». Ж. Кальвин учил, что человек в любое время и в любом месте находится на службе у Бога и несет ответственность за предоставляемые ему Богом дары — время, здоровье, собственность, а мир рассматривается как средство реализации замыслов Бога и подлежит преобразованию в соответствии с ними.Интенсивная профессиональная деятельность тогда становится религиозной обязанностью. Жить нужно, исполняя свой долг, следуя к цели поставленной Богом, а не тратить себя в мирских наслаждениях. Признаком оправдания в кальвинизме становится не чувства покаяния, веры (как в лютеранстве), а энергия и результаты усилий, которые свидетельствуют о действии в этом человеке избравшего его Бога.Кальвинисты верят, что успех в предпринимательстве также может рассматриваться как свидетельство возможной избранности, в то время как лень и бесполезная деятельность означают грех и равнодушие к Богу, свидетельствуют о не избранности.
По мнению Кальвина, христианская моральность базируется, в первую очередь не на стяжании заслуг или «купле неба». Наоборот, добрые дела означают, что избавление уже достигнуто, а тот, кто их совершает, принадлежит к избранным.[4] Подобная уверенность способствует очень строгому отношению к морали. Кальвинизм — это морализаторская религия. Прямолинейная строгость и суровость в соблюдении нравственных принципов была присуща кальвинистскому движению в его начальных фазах. Суровость нравов, хоть и внешняя, была в Женеве весьма распространенной. Кальвинизм заложил фундамент пуританской морали, в которой воспитывалась французская и позднее английская буржуазия.
[1] Смирнов Д.В. Кальвин. Жизнь и религиозная деятельность // [Электронный ресурс] URL: http://www.pravenc.ru/text/1320173.html (дата обращения 24.05.18)
[2] Кальвин Ж. Наставления в Христианской вере, Том 1. - М., Изд. РГГУ, 1997. С. 33-34.
[3]Там же, с. 237-238.
[4]Кальвин Ж. Наставление в христианской вере. Том 2. – М., Изд. РГГУ 1997. С.. 280