Добрый день, дорогие и любимые читатели!
Хочу представить карту перспективного развития метрополитена в г. Донецк Донецкой области, с планируемым размещением станций метро.
За основу взята «Схема пассажирского транспорта» генерального плана Донецка от 2010 года и карта Донецкого метро на перспективу от ~2009 года.
ИНТЕРАКТИВНАЯ КАРТА ДОНЕЦКОГО МЕТРО (только линии):
https://yandex.ru/maps/-/CCUI5JbYCD
ИНТЕРАКТИВНАЯ КАРТА ДОНЕЦКОГО МЕТРО (линии + станции):
https://yandex.ru/maps/-/CCUI5Jb62B
Примечание:
- В генплане 2010 есть только «Пролетарско-Киевская» линия и «Петровско-Красногвардейская» линия без двух участков к Петровскому району и Красногвардейскому районы. Они на карте выделены светло-зеленым. «Горняцко-Макеевская» линия полностью отсутствует на генплане 2010.
- Названия станций метро "рабочие"/временные. При достройки метрополитена могут поменять своё название либо наоборот "рабочее" название утвердится постоянным.
Линии и станции Донецкого метрополитена:
1. «Пролетарско-Киевская» (первая) линия.
Всего планируется построить 13 станций («Пролетарская», «Чумаковская», «Красный городок», «Мушкетовская», «Левобережная», «Политехнический институт» (пересадочная на вторую линию), «Площадь Ленина», «Белый лебедь» (пересадочная на третью линию), «ДонУГИ», «Шахтёрская», «Ветковские пруды», «Вокзальная», «Октябрьская»), общая длина путей ~21 км. В ранних планах ещё рисовали станции «Восточная» и «Донская сторона» без точного местоположения.
Первая очередь первой линии от ст. «Пролетарской» до ст. «Политехнический институт» построена на 30% на конец 2009 года.
2. «Петровско-Красногвардейская» (вторая) линия.
Всего планируется построить 17 станций, включая 1 станцию в г. Макеевка. Общая длина путей ~26 км. Ещё одну станцию «Посёлок Трудовская» рисовали в ранних планах для перспективной жилой застройки, но позже нигде даже не рисовалась.
Станции второй линии: «Площадь Победы», «Петровка», «Шахта № 29», «Рутченково», «Текстильщики», «Озёрная», «Кировская», «Мариупольская» (пересадочная на третью линию), «Куйбышевская», «Спортивная», «Политехнический институт» (пересадочная на первую линию), «Калининская», «Проспект Ильича», «Донецк-2», «Проспект Мира», «Красногвардейская» (в г. Макеевка).
Генпланом 2010 года до 2031 года предусмотрено строительство участка от ст. «Рутченково» до ст. «Политехнический институт».
3. «Горняцко-Макеевская линия» (третья) линия.
Всего планируется построить 15 станций, включая 2 станции в г. Макеевка. Общая длина путей ~25 км. Участок до г. Макеевка приведён лишь для визуального ознакомления планов продления. Точного расположения станций нету. Возможно, прямо до центра Макеевке не доведут.
Станции третьей линии: «Южная», «Одесская», «Машиностроительная», «Олимпиева», «Мариупольская» (пересадочная на вторую линию), «Коксохимзавод», «Площадь 26-ти Бакинских комиссаров», «Академическая», «Белый лебедь» (пересадочная на первую линию), «Парковая», «Скоростное шоссе», «Шахтостроительная», «Проспект Мира», «БЕЗ ИМЕНИ», «Макеевка».
Краткая история строительства Донецкого метрополитена:
- 1979 год. Город Донецк достигает численности населения 1 млн. человек. Каждому городу-миллионнику в СССР полагается метрополитен, как помнится.
- 1980-е года. Начало проектирования Донецкого метрополитена. Определено, что будет построено 3 линии. Две из них должны дойти до г. Макеевка (~13 км от центра Донецка до центра Макеевки, население последнего ~350-450 тысяч человек).
- ~1990-е, начало 2000-х годов. Неспешная стройка метрополитена. Проблема как и у других метрополитенов бСССР тех времён, отсутствие финансирование.
- 2006 год. Кабинет министров Украины (тогда премьером была Ю. Тимошенко, хе-хе) принял государственную программу строительства и развития сети метрополитенов на Украине на 2006—2010 годы, включая Донецкий метрополитен. Средства предполагалось выделять из государственного бюджета.
- 2009 год. Проведение повторного перепроектирования Донецкого метрополитена. После проектирования сделали вывод, что за прошедшие годы метро готово только на 30%. И в связи с проведением «Чемпионата Европы по футболу 2012» (ЕВРО-2012) и фокусировкой на достройку других объектов этого спортивного события, на метро денег не оказалось у государства. Начались предположения по строительству "легкого" и наземного метрополитена.
- 2010 год. Принятие Генплана города Донецк до 2031 года. К этому времени планируется построить 21 станцию метро и две линии.
- 2011 год. Министр инфраструктуры Украины, он же руководитель подготовки страны к принятию Евро-2012, заявляет о консервации всех подземных участков Донецкого метрополитена и перепроектирования метро на наземное исполнение... (так всегда говорят, когда денег нет).
- 2013 год. Губернатор Донецкой области хочет полностью законсервировать метрополитен в Донецке, а глава городской администрации Донецка отказывается от этого.
- Конец 2014 года. Создается комиссия по оценке состояния и перспектив дальнейшего развития Донецкого метрополитена. На видео ниже можно посмотреть кадры недостроенного метрополитена.
- 2015 год. Последнее на данный момент заявление каких-либо властей города/области/страны о стройке метрополитена.
Не хотел говорить об этой теме, но в рамках статьи придётся. В Донецке совсем недавно (2014-2015 гг.) шли самые настоящие боевые действия на подступах к городу, следы этой войны можно до сих пор увидеть даже на спутниковой карте. Посёлок Пески и Донецкий аэропорт. Конфликт продолжается и это отсрочивает возможную достройку метрополитена.
Неважно кто выйдет победителем из этого конфликта. Победителю явно придётся восстанавливать разрушенную инфраструктуру города и создавать новые зачатки развития города, каким может быть Донецкий метрополитен. Примеров такого в мировой истории множество.
Поэтому надеюсь на скорейшее завершение противостояния и возврата мирной жизни.
Хочу выделить отдельно крайне полезный и информативный сайт про Донецкий метрополитен:
metro.donetsk.ua (смотреть только через Web Archive)
Фотографии стройки Донецкого метрополитена:
infodon.org.ua (изображения открывайте в новой вкладке для просмотра).
P.S. Приемлемо благодарен за прочтение статьи! Буду благодарен за оценку статьи и подписку на мой канал. Собираюсь продолжать рассказывать о метрополитенах бывшего СССР, транспорте в целом и путешествии.