Делом жизни Карела Пуркине была борьба за создание глубоко оригинального, национально своеобразного чешского искусства.
Свое первое художественное образование он получил во Вроцлаве. Затем учился в Пражской академии, в Мюнхене и, наконец, в Париже, где ходил в ателье славившегося в то время Кутюра.
Пребывание в Париже имело для молодого Пуркине решающее значение, но не Кутюр, а полотна старых мастеров в залах Лувра стали его истинными учителями. В пейзажах Пуркине того времени появились и некоторые черты импрессионизма. Для его живописной манеры характерны лепка предмета с помощью цвета, широкие мазки, тень предмета, передаваемая иной краской, сверкающий колорит. После возвращения из Парижа Пуркине пишет в основном портреты. В своей работе над ними он исходил из того, что «каждый человек требует особого характера, особой манеры письма».
Выдающиеся произведения Пуркине — портрет кузнеца Йеха (I860), известный еще как «Кузнец-политик», и портрет актрисы Бубенчиковой (1865), где пластика и краски полны такого напряжения, что кажется, будто фигура вот-вот оживет.
Всю жизнь Пуркине писал автопортреты; лучший из них — последний, написанный в год смерти. По трагическому мироощущению он близок поздним автопортретам Рембрандта. При жизни и после смерти Пуркине не был признан как художник. А сегодня мы им восхищаемся как классиком чешской художественной прогрессивной традиции.
Еще много интересного на www.aliasort.ru