Англичане готовили газовую атаку на Севастополь!
Первое применение химического оружия принято связывать со Второй битвой под Ипром (22 апреля 1945 года). На самом же деле ядовитые газы немцы применили ещё 31 января 1915 года в Болимовском сражении против русских. Но англичане громче возмущались коварством врага, а потому больше запомнились.
Позиционируя себя в качестве поборников соблюдения правил "цивилизованных боевых действий" британцы нарушали или, по крайней мере, пытались нарушать их сплошь и рядом. Примером тому стала Крымская война 1853-1856 годов.
Тест на Одессе
Союзники британцев и французов уже прославились тем, что травили дымом в пещерах алжирских повстанцев. Но такое "выкуривание" всё же нельзя считать химической войной в чистом виде. Зато именно англичане пытались добавить к таким методам новейшие достижения техники.
В ходе предпринятой союзниками 22 апреля 1854 года бомбардировки Одессы защитники города обратили внимание, что противник использует какие-то "вонючие" бомбы. Два таких неразорвавшихся снаряда были доставлены в Севастополь. Слово вице-адмиралу Михаилу Рейнеке: "Одну из них стали вскрывать во дворе у Меншикова в присутствии Корнилова, и прежде совершённого вскрытия втулки нестерпимая вонь так сильно обдала всех, что Корнилову сделалось дурно; поэтому перестали отвинчивать втулку и отдали обе бомбы в аптеки для разложения их состава. Такая же бомба была вскрыта в Одессе, и канонир, вскрывавший её, лишился чувств, получив сильную рвоту; два дня он был болен, и не знаю - выздоровел ли".
Создателем бомб был фабрикант-химик Макинтош, получивший патент на своё изобретение. Он предлагал оснастить такими боеприпасами и соответствующими орудиями специальные суда, которым предстояло обстреливать укрепления Севастополя. В результате должен образоваться "густой черный удушливый дым или чад, которые обнимают форт или батарею, проникая в амбразуры и казематы, прогоняя артиллеристов и всех находящихся внутри". Однако первая же бомбардировка Севастополя (17 октября 1854 года) продемонстрировала бесперспективность обстрела флотской артиллерией береговых укреплений.
Лорд Лион Плейфер, возглавлявший парламентский комитет, отвечавший за снабжение армии, предложил использовать против Севастополя снаряды, наполненные синильной кислотой. Но технологий, чтобы наладить такое производство в короткое время и в промышленных масштабах, ещё не было, и тогда на сцену выступил адмирал лорд Дэндональд.
Коварный план лорда Дэндональда.
Для удушения защитников города и взятия укреплений он планировал использовать газы, полученные от сжигания 2000 тонн угля и 500 тонн серы. И называл конкретные объекты: "Предполагая, что Малахов курган и Редан являются целью атаки, необходимо окурить Редан дымом угля и смолы, зажженных в каменоломне, чтобы он не мог более обстреливать Мамелон, откуда следует открыть атаку сернистым газом, чтобы удалить гарнизон Малахова кургана. Все пушки Мамелона должны быть направлены против незащищённых позиций Малахова кургана.
Не представляет никакого сомнения, что дым окутает все укрепления от Малахова кургана до Бараков и даже до линии военного корабля "12 апостолов", стоящего на якоре в гавани.
Две внешние русские батареи, расположенные по обе стороны порта, должны быть окурены сернистым газом при помощи брандеров, и их разрушение будет закончено военными судами, которые приблизятся и станут на якорь под прикрытием дымовой завесы".
Благовоспитанные члены комитета смутились и вынесли вердикт, что "ни один честный враг не должен воспользоваться таким способом". Правда, глава правительства лорд Палместрон смотрел на вопрос несколько шире: его больше смущало, что в случае неудачи газовой атаки и без того не бесспорный авторитет англичан окончательно рухнет в глазвх их французских союзников.
Так или иначе, пока лорды размышляли и спорили, французы овладели сначала Малаховым курганом, а затем и всей южной частью Севастополя.
Сторонникам газовых атак пришлось ждать ещё 60 лет. Но в Первую мировую англичане будут уже жертвами.
zen.yandex.ru/id/5ff84ff81498361697c9ef17
Всем спасибо!
Подписывайтесь на канал!