Перед Первой Мировой войной для инженерных частей и для пограничной стражи Российской империи ограниченными сериями были выпущены: револьвер со съёмным прикладом и удлиненным до 200 мм стволом и карабин с неотъёмным прикладом и длиной ствола 300 мм.
Идея оснастить пистолет съёмным прикладом появилась ещё во время наполеоновских войн - это увеличивало прицельную дальность раза в два и некоторые офицеры заказывали себе такие модели. Не умерла эта идея и впоследствии.
Испробовать такое оружие решили и русские пограничники и инженерные войска и вот, что у них получилось.
Для присоединения приклада на задней части рукоятки револьвера делался специальный паз.
Система обтюрации в револьвере с надвиганием барабана на ствол и использование в нём патронов с удлинённой гильзой, чтобы её дульце входило при выстреле в ствол, предотвращая прорыв пороховых газов в щель между барабаном и стволом оправдана, скорее, в спортивных револьверах, чем в боевых.
Таким образом не только сохраняется до 30% мощности, которые теряются у револьверов без такого усовершенствования, и что легко компенсируется добавлением пороха в гильзу, но и увеличивается кучность стрельбы и стабильность боя от выстрела к выстрелу, так как, во-первых, таким о образом обеспечивается идеальная соосность пули со стволом и она меньше деформируется при входе в него; во-вторых, прорыв газов в обычных револьверах непостоянен от выстрела к выстрелу.
Кроме того, при прорыве раскалённых пороховых газов между барабаном и стволом, они постепенно слизывают метал и зазор между стволом и барабаном увеличивается, сокращая, таким образом, срок службы револьвера.
У длинноствольных же наганов такая сложная система обтюрации, на мой взгляд, вполне оправдана, так как при прохождении пули по удлинённому стволу утечка пороховых газов, соответственно, увеличивается.
Но такое техническое решение усложняет конструкцию, приводя к увеличению количества пружин и трущихся между собой деталей, что увеличивает усилие требуемое при стрельбе самовзводом. О наганах более простой конструкции я уже писал в статье "Наганы под швейцарский патрон".
Идея вооружения отдельных категорий военнослужащих более легким и компактным оружием, чем мосинская трёхлинейка, в общем-то, понятна, но медленная перезарядка с поочерёдной экстракцией гильз в револьвере Нагана, делала её весьма сомнительной, что, видимо, и ограничило выпуск таких образцов небольшими сериями.
А вот в качестве оружия для экспедиций инженерный наган мог бы быть хорош. Ведь именно в таком качестве рекламировала фирма Маузер свой знаменитый пистолет с кобурой-прикладом.
В советское время наганы выдавались геологам. А длинноствольный вариант нагана с кобурой-прикладом мог бы заменить собой увесистый карабин - при работе недалеко от лагеря экспедиции. Сгодился бы он, например, чтобы и от рыси или там росомахи отбиться и глухаря на обед добыть.