Начало разработки
Проект МХТ-1 (в некоторых источниках встречается написание ХМТ-1) начался в 1935 г. по инициативе командующего химических войск Забайкальского военного округа Брынкова. Он предложил переработать легкий серийный танк в носитель крупнокалиберного химического миномета.
Разработку поручили армейскому инженеру Птицыну. Воплощение замысла в металле упало на плечи мастерских бригады. Все работы в рамках этого проекта выполнили в кротчайшие сроки, и уже к лету 1935 года опытный образец танка МХТ-1 вышел для испытаний на полигоне.
Технические особенности
Базой послужил двухбашенный легкий танк серии Т-26 образца 1931 года. Предлагалась несущественная переработка корпуса и боевого отделения с сохранением большинства деталей. Компоновка оставалась прежней. Силовая установка и ходовая часть соответствовали оригинальному образцу, это давало должную маневренность.
Танк избавился от левой башни, вместо которой сделали рубку. Часть крыши так же выполнили подвижной. Открыв люк рубки, экипаж танка мог вести огонь из миномета. В дальнейшем планировалось создать полноценную броневую рубка.
Вся левая половина боевого отделения отдавалась под 107-мм химический миномет...
Миномет, вероятно ХМ-31 / ХМ-107, установили на днище корпуса на три точки при помощи штатной двуноги. Вместо опорной плиты применили особое устройство с амортизатором из резины и войлока. Такая опора жестко крепилась на косынках в углу между полом и задней стенкой боевого отделения. Минометная установка позволяла осуществлять горизонтальную наводку в пределах небольшого сектора. Вертикальная наводка обеспечивалась механизмами двуноги и менялась в пределах от 45° до 75°. Для наведения использовались квадрант и телескопический прицел типа ТОП.
Для ХМ-107 предназначались 107-мм минометные мины нескольких типов. Предлагалось использовать осколочно-фугасный боеприпас, а также химические мины с боевыми и нестойкими отравляющими веществами. Существовала дымовая мина. Масса мин разных типов составляла 6,5-7,2 кг, дальность стрельбы достигала 3-3,2 км. При разрыве мина с фосфорным снаряжением создавала облако дыма шириной 10 м и длиной до 100 м по ветру. Мина с ипритом поражала площадь не менее 80 кв.м. На той же площади образовывалось дымовое облако нестойких отравляющих веществ.
Боекомплект минометного танка МХТ-1 состоял из 70 мин всех типов. Они перевозились на нескольких стеллажах в боевом отделении. Подача мин в ствол осуществлялась вручную, заряжающий находился в рубке справа от миномета. Максимальная скорострельность определялась в 15-16 выстрелов в минуту.
МХТ-1 должен был иметь правую башню от оригинального Т-26 с пулеметным вооружением. Также экипажу полагался пулемет ДТ в лобовой установке для осуществления самообороны. Но по имеющимся сохранившемся фотографиям, на опытном образцу пулеметная установка почему-то отсутствовала.
Экипаж МХТ-1 состоял из трех человек. В передней части корпуса располагался механик-водитель. В башне - командир-пулеметчик. В боевом отделении - минометчик. Водитель и командир должны были использовать штатные люки и смотровые приборы танка Т-26. Минометчик имел возможность вести наблюдение через передний люк рубки, открытый для стрельбы.
По габаритам и массе МХТ-1 почти не отличался от Т-26, из-за чего удалось сохранить характеристики маневренности и бронезащиты на прежнем уровне.
Итоги
В июле 1935 года завершилось строительство одного из образцов Т-26 по проекту инженера Птицына. После чего образец незамедлительно был доставлен на полигон для дальнейших испытаний. Однако, данные самих испытаний почему-то отсутствуют...
Известно, что по результатам проверки МХТ-1 получил положительные оценки. Танк готовили к принятию на вооружение и серийному производству. Но далее дело не пошло, танк так и остался в единичном экземпляре. Опытный образец, по всей видимости, разобрали или перестроили обратно в линейный танк. Концепция химического минометного танка тоже не получила развития – аналоги МХТ-1 больше не создавались.
Причины отказа от данного танка так и остались неизвестными. Выдвигались самые разнообразные версии. От конфликта интересов в руководстве РККА, до неких изъянов к конструкции, угрожающих как безопасности экипажа, так и целостности танка на боевом ходу. Хотя, результаты испытаний указывают на отсутствие проблем с прочностью корпуса.
Истинные причины отказа от МХТ-1 пока остаются неизвестными. Несмотря на это, проект МХТ-1 представляет большой интерес с технической и исторической точек зрения.